• Приглашаем посетить наш сайт
    Батюшков (batyushkov.lit-info.ru)
  • В. Крейд. Воспоминания о Ходасевиче. Вступление (Вишняк, Вейдле, Терапиано)

    Ходасевич оказался в эмиграции в 1922 г. Автор сборников "Путем зерна" и "Тяжелая лира", он был высоко оценен зарубежной критикой и читателем. Выше д шее в 1927 г. "Собрание стихов", включившее целый раздел новых стихотворений, привлекло особенно широкое внимание к творчеству Ходасевича. О нем писали как об Арионе эмиграции, как о ее едва ли не лучшем поэте. Известность Ходасевича основана была и на его многочисленных критических выступлениях в журналах и газетах, в особенности же в "Возрождении". Здесь двенадцать лет регулярно п е чатались его статьи, принесшие ему репутацию одного из лучших русских крит и ков столетия. А его книга "Державин", по словам В. Вейдле, "лучшая биография на нашем языке".

    Для мемуаристов личность и творчество Ходасевича неотделимы. Это и поня т но, ибо, как говорил М. Алданов, "для Ходасевича литература была все или по ч ти все". Противоречий в приводимых в этой книге воспоминаниях о Ходасевиче читатель не найдет. Есть только различие в уровне подхода и понимания. Для М. Вишняка, редактора "Современных записок", в которых долго и активно поэт с о трудничал, отношения сложились в основном на деловой почве. Загадки для Ви ш няка в Ходасевиче не существует. В его воспоминаниях Ходасевич - человек ф и зически немощный, страстный игрок и "существо недостаточно социальное". У н е го есть дар поэзии, но нет дара наладить свою жизнь. Он раздражителен, мнит е лен, подозрителен, высокомерен. Профессия эмигрантского писателя для него - ужасающая. Свою жизнь этот человек великой правдивости воспринимает как тяж е лую ношу.

    И для М. Алданова, который работал с Ходасевичем в редакции газеты "Дни " и часто видел его, "такой человек не нуждается в прикрасах". Но для Алданова он прежде всего "исключительный по таланту поэт" и выдающийся прозаик, в ч а стности, мастер мемуарного жанра, особенно в своей книге "Некрополь". У Ход а севича, писал Алданов, были "ценнейшие качества мемуариста: ум, остроумие, наблюдательность, память".

    Ю. Терапиано воспринимает Ходасевича как человека и писателя, для котор о го литература - важнейшее в жизни занятие. Само присутствие Ходасевича в з а рубежной литературе виделось младшим поколениям как умная, живая связь между опытом серебряного века и новой литературой зарубежья. Для Терапиано Ходас е вич - "один из самых значительных мастеров слова".

    В том же ключе, но, пожалуй, шире показывает его творческое наследие В. Вейдле, для которого одно время поэзия Ходасевича была синонимична с поэзией, какой она должна быть. Вейдле знал Ходасевича дольше и ближе, чем Ю. Терапи а но, и видел в нем редкостно правдивого, наделенного проницательным и трезвым умом поэта, писателя и человека, однако человека глубоко несчастного. Пож а луй, никто лучше Вейдле не определил сверхтему поэзии Ходасевича. Это - нес о "Когда вспоминаю о нем, - - только этот свет, только то сияние и вижу".

    Раздел сайта: