• Приглашаем посетить наш сайт
    Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)
  • Письмо Ходасевича Ю. И. Айхенвальду. 22 марта 1928 г.


    91. Ю. И. АЙХЕНВАЛЬДУ

    14, rue Lamblardie

    (Paris 12 e )

    22 марта 928

    Дорогой Юлий Исаевич,

    пишу Вам экстренно, из кафэ, вот по какому поводу. Только что некто спросил меня, не в Вас ли я "метил", пишучи о Сологубе ("Современные Записки"). Вы будто бы тоже писали о "просветлении" Сологуба перед смертью 1 и т.д.

    Все это меня встревожило. "Руля" я не получаю, в киосках его не продают (говорят - запрещен во Франции?). Вижу его иногда в редакции, если Яблоновский еще не успел разрезать. Вашей статьи о Сологубе я не читал. Если Вы в самом деле писали о "просветлении" - я с Вами не согласен. Но у меня, сами понимаете, не было и причин эдак взъедаться на Вас, ибо, во-первых, каюсь, не помню Ваших прежних высказываний о Сологубе. "Метил" же я в Адамовича 2 , который подряд дважды (в "Днях" и в "Звене") писал что-то слезливое о Сологубе и о России и вообще умилялся по случаю его смерти - а пока Сологуб был жив, отзывался о нем презрительно. Вообще зол я на Адамовича, каюсь: злит меня его "омережковение" - "да невзначай, да как проворно" 3 , прямо от орхидей и изысканных жирафов 4 - к "вопросам церкви" и прочему. Сам вчера был распродекадент, а туда же - "примиряется" с Сологубом, который, дескать, тоже прозрел (точь-в-точь как Адамович!).

    Так вот - пожалуйста, поверьте, что о Вас не думал, не помышлял - и уж если бы стал спорить с Вами, то, во-первых, назвал бы Вас, а во-вторых - по-иному, не тем тоном.

    Еще - просьба. Некто (тот же) обещал мне дать статью Сирина обо мне 5 , но не дал, затерял ее. Так вот - нельзя ли ее получить? Я бы написал Сирину, да не знаю его имени и отчества, а спросить в "Современных Записках" систематически забываю. Так я и эту статью не читал, а, говорят, - лестная. Вот мне и любопытно.

    Нина Петровская перед смертью была ужасна, дошла до последнего опускания и до последнего ужаса 6 . Иногда жила у меня по 2-3 дня. Это для меня бывали дни страшного раскаяния во многом из того, что звалось российским декадентством. Жалко бывало ее до того, что сил не было разговаривать. Мы ведь 26 лет были друзьями. Пишу это Вам потому, что она рассказывала о Вашем участии к ней. Но Вы и представить себе не можете, до чего она дошла в Париже.

    Ну, будьте здоровы. Жму руку и жду ответа.

    Ваш В. Ходасевич.


    Комментарии

    91. Ю. И. Айхенвальду. - Встречи с прошлым. Вып. 7. С. 99-100.

    1 В статье "Памяти Сологуба" Айхенвальд назвал автора "Мелкого беса" певцом смерти, "ее платоническим любовником, богомольцем зла; поклонником небожьего мира", но признавал: "В свои последние годы он проявил живую любовь к уходившей жизни и к той родной земле, к родному краю, который ему предстояло покинуть..." И за эту любовь ""прощен" Федор Сологуб читающей Россией..." (Р. 1927. 14 декабря).

    2 ""Оправдание добра" - так можно было бы озаглавить все последние стихи Сологуба, - писал Г. Адамович. - <...> Эти светлые старческие стихи действительно достойны занять место рядом с лучшими стихами наших лучших поэтов..." (Звено. 1928. No 2. С. 71).

    3 Реплика Хлёстовой из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума".

    4 "Жирафы и орхидеи" - намек на подражание Н. Гумилеву, учеником которого считался Г. Адамович. Сам он себя не числил в продолжателях Гумилева и писал Ю. П. Иваску 6 сентября 1968 г.: "Насчет Гумилева: я совсем не люблю его стихов и даже не верю, что его "поэтика" до сих пор властвует. <...> Влияние Гумилева было устное, в разговорах, а стихи его не плохие и не хорошие, а, в сущности, никакие. Мне жаль это говорить, потому что для меня в нем как в человеке было какое-то обаяние" (Центр Русской Культуры, Амхерст-колледж).

    5 В. Сирин восторженно отозвался о ССт-27: "...проза в стихах значит совершенную свободу поэта в выборе тем, образов и слов. Дерзкая, умная, бесстыдная свобода плюс правильный (т.е. в некотором смысле несвободный) ритм и составляют особое очарование стихов Ходасевича" (Р. 1927. 14 декабря).

    6 "Дорогой, незабвенный друг! Слов у меня нет, я мертвая. Нина" (см.: Жизнь и смерть Нины Петровской / Публ. Э. Гарэтто // С. 137). На смерть Н. Петровской Айхенвальд написал очерк "Нырнула в ночь", где широко использовал ее письма (Сегодня. 1928. 4 марта).

    Раздел сайта: