[6 июня 1930 г.]
что это значит? Куда делась статья о прозаиках и откуда взялась - о романтической живописи? 1
1) Чтобы Державина все же тиснули до 15-го, в любой день.
2) Чтобы Вы последили и прочли корректуру вовремя.
Я здесь второй день, тружусь изрядно, но чуть-чуть нервничаю из-за срока. Надеюсь, однако, поспеть.
Здесь мило. Деревушка чистенькая до забавности, точно ее карандашиком нарисовали. Возле дома - полуразвалившаяся церквушка с ослепительным новым циферблатом, как у будильника. Рядом лужайка зеленая с надписью:
aux nomads de stationer sur cette place" 2
и т.д.
Кругом холмики и лужайки, где в изобилии водятся кукушки и зайцы. Двоих зайчат, совсем еще начинающих, я чуть было не вздумал ловить руками - они еле научились прыгать. Но вовремя вспомнил Ноздрева и как-то был этим парализован. Вообще не без удивления обоняю природные запахи и вижу поля зеленые благородно. Кукушка накуковала мне только три года - это с ее стороны негостеприимно. Надеюсь, однако, она это сделала, еще не зная, с кем имеет дело.
Больше впечатлений нет, а были бы - некогда писать. Будьте здоровы. Поцелуйте себя и Милочку 3 . И Берберову, если она к Вам придет.
В. Х.
Что слышно? Сообщите, пожалуйста, по адресу: Господину такому-то chez Jarko 4
Даже непременно пришлите хоть открытку, т.к. я не уверен в Вашем адресе и не знаю, дойдет ли это письмо.
96. В. В. Вейдле. - АБ. Ф. Вейдле. Публ. впервые.
1 Статья Вейдле "Романтическое искусство (По поводу трех выставок)" напечатана 5 июня 1930 г., в следующий четверг - глава из "Державина" - "Новый царь" 12 июня), а 19 июня 1930 г. - статья Вейдле "Русская литература в эмиграции", развивающая мысли Ходасевича о жизнеспособности молодой литературы. Вейдле обнаружил в прозе молодых (Сирин, Газданов, Берберова) поворот от сказа - к "речи рассудочно-расчлененной". Особо отметил он прозу Сирина: "В его писаниях, особенно в первых опытах, больше, чем качества, выбора, вкуса, отделки, замечаешь богатство воображения, щедрость выдумки, напор тысячи вещей, с силой выбрасываемых наружу, как бы в стремлении ничего не оставлять в себе, а вовне ничем не брезговать. <...> все пущено в ход, поднято, округлено как бы внезапным волевым усилием. <...> Русская литература нас не приучила к этим встряскам, резким поворотам, подчеркиваниям, ударам хлыста".
2 Надпись по-французски: "Категорически воспрещается кочевникам останавливаться в этом месте".
3 Милочка - Людмила Викторовна Вейдле (урожд. Барановская), жена В. В. Вейдле.
4 Семен Маркович - хозяин пансиона в Арти, куда Ходасевич приезжал летом в 1930-1932 гг.