• Приглашаем посетить наш сайт
    Писемский (pisemskiy.lit-info.ru)
  • Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина

    Вступление.
    Зорин А.Л.: Книга Ходасевича "Державин"
    Ходасевич. Державин. Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 прим.
    Ходасевич. Павел I (не окончено)
    Ходасевич. План книги о Павле I
    Ходасевич. Державин. К столетию со дня смерти.
    Ходасевич. Жизнь Василия Травникова
    Садовской Б.А.: Державин
    Грифцов Б.А.: Державин
    Айхенвальд Ю.И.: Памяти Державина
    Бацилли П.М.: Державин

    Ю. И. Айхенвальд

    ПАМЯТИ ДЕРЖАВИНА

    Старик Державин нас заметил

    И, в гроб сходя, благословил,

    говорит Пушкин о первых шагах своей музы, о знаменательной сцене на публичном экзамене в лицее, которую так описывает наш великий поэт: "Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил: он сидел, поджавши голову рукой: лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Тут он оживился: глаза заблистали, он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенною. Наконец, вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей, когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли". А товарищ и друг Пушкина И. И. Пущин рассказывает нам: "Читал Пушкин с необыкновенным оживлением. Пока я слушал знакомые стихи, мороз по коже пробегал у меня; когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать поэта и осенил кудрявую его голову, мы все под каким-то неведомым влиянием благоговейно молчали" {*1}.

    "Отрочески звенел" голос Пушкина; кудрявый мальчик стоял перед Державиным за год до его смерти и читал свои стихи и Державин благословил его. Это апофеоз, осуществленный самой историей, это XVIII век склоняется перед XIX-м; это "патриарх русских певцов", в гроб сходя, передает свои полномочия, свой поцелуй и надежды молодому орленку, расправляющему свои изумительные крылья. Точно в этой волнующей символической сцене на лицейском экзамене история литературы хотела показать себя въявь, разыграть себя в лицах и встречей старика и отрока наглядно отметить важный перевал на дороге нашей словесности.

    Зазвеневший голос Пушкина не однажды откликался и потом на звуки Державина, но уже и критиковал их, расценивал и находил, что "кумир Державина - четверть золотой, три четверти свинцовый", что "читая его, кажется, читаешь дурной вольный перевод с какого-то чудесного подлинника; ей-Богу, его гений думал по-татарски, а русской грамоты не знал за недосугом".

    Благословленный Державиным критик его, несомненно, прав: автор "Фелицы" в своем творчестве так же неровен и пестр, так же являет смешение свинца и золота, как и в своей человеческой личности. Много биографического сообщил он в своих произведениях, и мы знаем, что этот благоразумный эпикуреец при усмирении пугачевского бунта проявлял иногда ненужную и непомерную жестокость; что этот сатирик придворной жизни, "дворских хитростей" на недолгом поприще своем в качестве министра юстиции (1802-1803) противился либеральным начинаниям Александра I и должен был уйти в частную жизнь; что был он ненадежен, страстен, неуживчив - по его собственному выражению, "горяч и в правде чорт", говорил "истину царям" не только с улыбкой, но и гневно, разочаровывался в тех "предметах" высоких сфер, которые издали казались ему божественными, а затем предстали перед ним, как "весьма человеческие", и многое "претерпел в сей жизни, хотя и прав бывал",- но в то же время с обезоруживающей наивностью жалуется он в автобиографических "Записках" своих на затруднения, на "мудреные обстоятельства", в которые попал, когда, ввиду соперничества двух фаворитов Екатерины II-й Зубова я Потемкина, он не знал, "на которую сторону искренне преклониться, ибо от обоих был ласкаем". И в стихах двоится гражданский облик Державина: иные из этих стихов создали ему репутацию чуть не якобинца, и укоризненно ставились ему на вид такие поэтические и политические вольности, как заявления, что у земных богов "покрыты мздою очеса, злодейства землю потрясают, неправда зыблет небеса", что глухие к правде "владыки света - люди те же, в них страсти, хоть на них венцы", что "напоказ хотя и Хан, но так ты чудно, странно мыслишь, что будто на себе кафтан народу подлежащим числишь", и хотя Державин говорил о коне и осле, но почему-то обиделись люди, когда прочли у него:

    Калигула! Твой конь в сенате

    Не мог сиять, сияя в злате;

    Сияют добрые дела.

    Осел останется ослом,

    Хотя осыпь его звездами:

    Где должно действовать умом

    Он только хлопает ушами.

    Однако все это не исключало у Державина ни откровенных славословий, ни грубой, ни тонкой, порою искусно прикрытой лести, и он "благоугождал" не только Богу.

    В поэзии своей он тоже проявил много свинцовой тяжести; нередко сплетаются у него в трудный частокол, в какое-то словесное заграждение его грузные обороты, его несуразный синтаксис и такие предвосхищения футуризма, как "буруют бури". Правда, он любит подчинять себе язык, властвовать над его звуками, играть аллитерациями ("весна венцом венчалась лета"); изгонять из стихотворения "Соловей во сне", ради соловьиности, звук "эр" но, как в полах длинного татарского халата, мурза нашей литературы, он запутывается в складках русской речи и часто не может освободиться от бремени еще тяготеющего над ним архаизма, не может приобщить себя к уже возникающей литературной личности. И, тем не менее, сквозь все эти громоздкие преграды и путы, в его счастливые моменты на высоте его достижений, прорывается у него Пушкиным оцененное и взвешенное "золото", ниспадают полнозвучные, яркие, энергичные стихи, сверкают поэтические афоризмы или попросту, как спокойная и обильная река, течет живая, свежая, естественная речь. В такие минуты Державин одерживает верх над самим собою, над татарской сутью своей натуры и оказывается предтечей той русской правды и простоты, которая потом впрок пошла нашей новой словесности. Читая его, с удивлением и удовольствием следишь за тем, как в его строках пышные фижмы риторики, посторонние и пустые формы сменяются чем-то родным и понятным, желанной незатейливостью красоты. Он раскрыл клады нашей звучности и в своеобразный "глагол времен, металла звон", в глагол стиха и в малиновый звон освобожденного слова облек содержание своей души.

    По существу эта громкая поэзия отражает в себе как личные настроения самого Державина, так и психологию и даже физиологию блестящего века Екатерины. Ее певец, он сумел внутренне объединить на своих страницах то, что относится к ней, к ее царствованию, с тем, что составляет его именную субъективность. Свой портрет написал он на фоне историческом, сочетал лирику с летописью и поместил себя в центре живописной эпохи. Как-то вобрал он последнюю в самого себя, и уже не отделить их друг от друга. Он слишком заметно и слишком замечая жил, он слишком отпечатлевал себя в других и других в себе, чтобы не связать себя органически со своими современниками. Поэт-сосед, он всегда общался так или иначе со своим человеческим окружением далеким или близким, и Мещерского, Нарышкина, Потемкина узнаешь, когда узнаешь Державина.

    на гиперболы и роскошные краски, созерцатель великолепных образов, сын "роскоши, прохлад и нег", Державин любит, однако, с этих ослепительных высот спускаться в будничные и спокойные области, в домашнюю среду, в элементарный уголок идиллии.

    Блажен, кто менее зависит от людей

    ...............................................

    Не ищет при дворе ни злата ни честей.

    Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть,

    С пространства в тесноту, с свободы на затворы,

    Под бремя роскоши, богатств, Сирен под власть

    И пред вельможей пышны взоры?

    "Цель нашей жизни - цель к покою",- заявляет он. Высокопарный сочинитель од, всегда склонный вознестись, он, в другой грани своего творчества,- несомненный реалист; и даже его реальное переходит иногда в вульгарное, в неоскорбительную, правда, грубоватость. Неспроста прибегает он обычно к антитезам: самые писания его - антитеза, и охватывают они противоположное. Его литература - серьезна и шутлива, восхвалительна и сатирична, проникнута философской мыслью и тешит себя забавами. Художник потехи, обладатель и оценщик юмора беззаботный выученик Горация (которому он вообще усердно и удачно подражал), а потом от Горация перешагнувший и к Анакреону, шутник эротических шуток, скользящих на самой границе пристойного, откровенный любитель "шашней" и "пухового дивана", Державин очень ценит земные блага и даже земные блюда; хоть и свидетельствует о нем кн. Вяземский, что был он гораздо больше гастрономом в стихах, чем на деле {*2}, эти стихи во всяком случае сосредоточенно заняты яствами (между ними - опоэтизированной "щукой с голубым пером"), лакомка и хлебосол, наклонный к теме гостеприимства, он охотно развертывает свою скатерть-самобранку, на которой восхищает его "разных блюд цветник, поставленный узором",- и вот эти цветы, эти цвета; "багряна ветчина, зелены щи с желтком, румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны, что смоль, янтарь - икра, шекснинска стерлядь золотая, сластей и ананасов горы, и алиатико с шампанским, и пиво русское с британским и мозель с сельтерской водой".

    Тем примечательнее, что от этой фламандской школы, от этой своеобразной красочности и материальных цветников Державин нелицемерно поднимает свои взоры к небу и задумывается над последними тайнами человеческого бытия. Его знаменитая ода "Бог" полна религиозного пафоса и мудрости. Творец вселенной, "солнцев всех лампада, миров начало и конец" неизменно привлекал к себе мысль поэта. О земной жизни Христа, о Личности Его, настойчиво спрашивает он: "Кто Ты?"

    О, тайн глубоких Океан!

    Пучина див противоборных!

    Зачем сходил Ты с звездных стран

    И жил в селениях юдольных?

    Державин размышляет. Он пристально вглядывается в историю, качая головой:

    Иль в зеркало времен, качая головой,

    На страсти, на дела зрю древних, новых веков

    Не видя ничего, кроме любви одной

    К себе - и драки человеков.

    Пессимизм Державина питает не только история, являющая "драки человеков": вся философия его вообще имеет меланхолический оттенок. В эпикурейскую безмятежность нашего мурзы смущающей волною вливается мысль об угасании мелеющей души, о неизбежной смерти, о "гробах и сединах дряхлеющей вселенной". Какою элегией звучат стихи о дряхлеющем собственном сердце!

    Как сон, как сладкая мечта,

    Не сильно нежит красота,

    Не столько восхищает радость,

    Не столько легкомыслен ум,

    Не столько я благополучен (...)

    В бое часов слышит он "глас смерти, двери скрип подземной". На разные лады говорит Державин о бренности земного, о том, что "надежней гроба дома нет", "начала все конец сечет", "что было, то не придет вспять, приходит что, то в миг пройдет". Жизнь рисуется ему, как обманчивая фата-моргана, как "обавательный, (так в книге)волшебный, магический фонарь", которым забавляется некий "волхв непостижный, в своих намерениях обширный" и нас земнородных обращающий в "тени переменны", в сновидения или в сновидцев этих сновидений. И человек, "невежда средь своих наук" часто не понимает, что вся "наша жизнь - ничто иное, как лишь мечтание пустое", и гонится за призраками счастья к большому удовольствию этих призраков и их забавника волхва.

    смениться потом унылой тишиной иссякновения. "О, горе нам, рожденным в свет!" - восклицает тонкий ценитель света, знаток и любитель существования Державин. И последние стихи его, дошедшие до нас, торжественным аккордом печали завершают его поэзию:

    Река времен в своем стремленья

    Уносит все дела людей

    И топит в пропасти забвенья

    Народы, царства и царей.

    с другой стороны, спустившись на землю, на русскую землю, он не отказался от искренних дум о великом и вечном, от действительной серьезности и важности, от глубоких размышлений. И пусть он сам, вызвав потом известное возражение Пушкина {*3}, завещал потомству: "за слова меня пусть гложет, за дела сатирик чтит", Россия с благодарностью вспоминает его не за то, что он делал, а за то, что он говорил. Есть в этом старике нашей словесности что-то молодое, что-то и нам современное, и в столетний день его смерти хочется отдать поклон его литературной жизни и тому, что осталось от нее живого.

    <1916>

    Примечания

    Ю. И. Айхенвальд. Памяти Державина.- Опубликовано в газете "Речь", 1916, N 185, 8 июля, к столетию смерти Державина. Юлий Исаевич Айхенвальд (1872-1928) - литературный критик. Автор книг "Силуэты русских писателей" (вып. 1-3, 1906-1910), "Пушкин" (1908) и др. В 1922 г. выслан за границу. Импрессионистская критика Айхенвальда вызывала полемические отклики Ходасевича, относившегося к нему, однако, с глубоким уважением. На гибель Айхенвальда Ходасевич откликнулся некрологом "Желтый конверт" (Возрождение, 1928, 27 декабря).

    *1 Пущин И. И. Заметки о Пушкине, ("Пушкин в воспоминаниях современников", т. 1. М., 1985, с. 82 с мелкими разночтениями).

    *3 Известная фраза Пушкина: "слова поэта суть уже его дела" - приведена Гоголем в его статье "Что такое слово" (ПСС, т. VIII, с. 229).

    Вступление.
    Зорин А.Л.: Книга Ходасевича "Державин"
    Ходасевич. Державин. Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 прим.
    Ходасевич. Павел I (не окончено)
    Ходасевич. План книги о Павле I
    Ходасевич. Державин. К столетию со дня смерти.
    Ходасевич. Жизнь Василия Травникова
    Садовской Б.А.: Державин
    Грифцов Б.А.: Державин

    Бацилли П.М.: Державин
    Разделы сайта: