• Приглашаем посетить наш сайт
    Чернышевский (chernyshevskiy.lit-info.ru)
  • Парижский альбом. VI

    ПАРИЖСКИЙ АЛЬБОМ

    VI

    Если пристально вспоминать, то едва ли не с любым днем в году окажется связано какое-нибудь событие. Непременно сыщется что-нибудь, что хоть очень давно, хоть в раннем детстве, а связалось в памяти с этим днем - навсегда. Так что мы чуть ли не каждый день можем праздновать какую-нибудь годовщину.

    Вот и у меня на днях такая маленькая годовщина.

    Лет шести пристрастился я писать стихи. Первые, помнится, были о сестре Жене - объяснение в чрезвычайной любви. Потом - о разбойнике, что в лесной чаще пробирался к мирному домику с ужасными целями, но - "глаз он выколол о сук"... Потом подарили мне пачку разноцветных карнэ де баль, оставшихся от какого-то бала. К каждой книжечке был привязан тоненький карандашик, отточенный, как булавка. Все это было глянцевое, и от всего пахло пудрой. На этих карнэ де баль написал я пропасть необычайно сердцещипательных произведений. Подражал тогдашним романсам: "Очи черные", "Как прощались, расставались" и проч. Это был целый поток любовной лирики. Она была обращена к воображаемой особе, с самыми золотыми волосами и самыми голубыми глазами на свете. Особа была окончательно несчастна и погибала от любви на каждом карнэ де баль. Я тоже.

    Мы жили в Москве. Весной 1896 года выдержал я вступительные экзамены в гимназию, надел фуражку с кокардой, из ворот Толмачевского дома на Тверской видел торжественный въезд Николая II, налюбовался иллюминацией Кремля, надышался запахом плошек, - а в конце мая поехал на дачу в "Озерки", под Петербургом. Пейзаж "Озерков", с горой, поросшей сосновой рощей, с песчаным белесоватым скатом к озеру, с гуляющей публикой, с разноцветными дачами, - смесь пошлого и сурового - запомнился навсегда. Как фантастично и как правдиво он передан через десять лет Блоком - в "Незнакомке" и в "Вольных мыслях"!

    В июле отправили меня гостить к дяде, на "Сиверскую". Сопоставляя с некоторыми семейными событиями, вижу, что это было между 15 и 25 по старому стилю, то есть - между 3 и 13 по новому. Значит - как раз тридцать лет тому назад.

    Я у дяди скучал и томился. Дом был натянутый и сухой. Общества подходящего - никакого. Нужно чинно гулять по дорожкам и посиживать на скамеечках.

    Мимо дач, по самому краю обрыва (под ним - река с холстяной купальней), бежала одна такая дорожка.

    Однажды увидел я: из соседней дачи вышли какие-то люди; выкатили огромное кресло на колесах, а в кресле - важный, седой старик, в золотых очках, с длинной белою бородой. Ноги покрыты пледом.

    - Знаешь, кто это?

    - Ну?

    - Это Майков.

    Майков!.. Я был потрясен.

    Кажется, что моим любимым поэтом в ту пору был Александр Круглов, автор ныне забытый. Проза его слабовата. Но стихи, стихи для детей, у него есть прекрасные: очень какие-то светлые, главное же - не слащавые, без пошлого подлаживания "под детское понимание" и без нравоучений. В стихах Круглова - какое-то ровное и чистое дыхание. Странно, что, кроме Брюсова, я не встречал людей, знающих поэзию Круглова. Брюсов ее, несомненно, оценил: в его стихотворениях "Терем" и "Эпизод" есть явственный отголосок двух пьес Круглова.

    Вторым любимцем моим (или вровень с Кругловым) был Майков. Я знал много его стихов наизусть и - дело прошлое! - воровал из них без зазрения совести. В стихотворение "Верба", вслед за описанием шаров, морских жителей и гарцующих жандармов, была мною красиво вставлена и такая строфа:

    Весна! Выставляется первая рама -

    И в комнату шум ворвался,

    И благовест ближнего храма,

    И говор народа, и стук колеса.

    Но это было раньше. Теперь же, увидев Майкова, я был взволнован. Писатель, поэт... Я читал очень много, но живого поэта никогда не видал и даже в реальном существовании подобных существ был в глубине души не уверен. И вдруг - вот он, живой, настоящий поэт! Да кто еще! Майков!

    Я стал похаживать вокруг заветной дачи - и мне повезло. Однажды Майкова выкатили в кресле на дорожку к обрыву и здесь оставили одного. Будь с ним люди, я бы никак не решился. Но Майков был один, неподвижен - уйти ему от меня было невозможно... Я подошел и - отрекомендовался, шаркнул ногой, - все как следует, а сказать-то и нечего, все куда-то вон вылетело. Только пробормотал:

    - Я вас знаю.

    И закоченел от благоговения перед поэтом - и просто от страха перед чужим стариком.

    О чем - не помню, конечно. Остался лишь в памяти его тон - тон благосклонной строгости. Скажу и себе в похвалу, что, начав так развязно и глупо, я все же имел довольно такта, чтоб не признаться ему в любви. Сказал только, что знаю много его стихов.

    - Что же, например?

    - "Ласточки"...

    Тут я снова не выдержал и тотчас угостил Майкова его же стихами. "Продекламировал", "с чувством", со слезой, как заправский любитель драматического искусства. Дома мои декламаторские способности - увы! - ценились высоко... Признаться, при последнем стихе: "О, если бы крылья и мне!" - я зачем-то каждый раз изо всех сил хлопал себя обеими руками по голове. На этот раз я невольно удержался от этого сильного жеста, но все же мне показалось, что после моего чтения Майков сделался менее разговорчив. Теперь-то я очень себе представляю, почему это случилось... Но тогда моя радость и гордость не омрачились ничем. Вскоре за Майковым пришли, его увезли. Он сказал мне "прощай" - и я больше его никогда не видел. Встреча эта меня глубоко взволновала, и я долго о ней никому не рассказывал. Это было торжественное и важное: первое знакомство с поэтом. Потом - скольких еще я знавал, и в том числе более замечательных, но, признаюсь, того чувства, как тридцать лет назад, - уже не было.

    КОММЕНТАРИИ

    VI (с. 210). - Д. 1926. 11 июня.

    С. 210. Первые, помнится, были о сестре Жене...

    С. 211. Васильевич (1853-1915) - очень популярный в конце XIX и начале XX в. писатель, автор множества детских книг.

    Раздел сайта: