• Приглашаем посетить наш сайт
    Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1821"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. О Пушкине. Кощунства
    Входимость: 9. Размер: 28кб.
    2. О Пушкине. Явления Музы
    Входимость: 8. Размер: 48кб.
    3. О Пушкине. Истории рифм
    Входимость: 5. Размер: 13кб.
    4. О Пушкине. Амур и Гименей
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    5. О Пушкине. Стихи и письма
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    6. О Пушкине. Гавриилиада
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    7. О Пушкине. Вольности
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    8. О Пушкине. Вдохновение и рукопись
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    9. Окно на Невский (Пушкин)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    10. О Пушкине. Излюбленные звуки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    11. Из книги "Пушкин". Молодость.
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    12. О Пушкине. Прямой. Важный. Пожалуй
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    13. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    14. О Пушкине. Бури
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    15. Письмо Ходасевича М. О. Гершензону. 17 декабря 1924 г. - 1 января 1925 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. О Пушкине. Кощунства
    Входимость: 9. Размер: 28кб.
    Часть текста: тексту, то увидим, что эта легенда имеет весьма ограниченное право на существование или, по крайней мере, нуждается в серьезных ограничениях. Пользуясь термином "кощунство" наиболее широко (и в этом смысле условно), соглашаясь подвести под эту рубрику даже самые незначительные высказывания, способные оскорбить религиозное чувство или хотя бы задеть слух, я нахожу в лирике Пушкина 26 текстов, подходящих под такое расширенное применение термина. При рассмотрении и сопоставлении текстов выясняется, что их можно разбить на несколько групп, соответствующих типам кощунств. К первой группе я отношу шесть текстов, содержащих профанацию религиозного догмата, обряда, обычая или предания. Такая профанация слабо намечена в заключительных стихах "Городка", когда пятнадцатилетний Пушкин, признавшись в нелюбви к "сельским иереям", заканчивает послание обетом: Но друг мой, если вскоре Увижусь я с тобой, То мы уходим горе За чашей круговой; Тогда клянусь богами (И слово уж сдержу), Я с сельскими попами Молебен отслужу. (1) Столь же невинную профанацию встречаем в послании к В. Л. Пушкину (1816): Христос воскрес, питомец Феба! Дай Бог, чтоб милостию неба Рассудок на Руси воскрес; Он что-то, кажется, исчез. Дай Бог, чтобы во всей вселенной Воскресли мир и тишина, Чтоб в Академии почтенной Воскресли члены ото сна - и т.д. (2) В наброске послания к А. И. Тургеневу (1819?) ключи от царства небесного неуважительно сопоставлены с ключом камергерским: В себе все блага заключая, Ты, наконец, к ключам от рая Привяжешь камергерский ключ. (3) В...
    2. О Пушкине. Явления Музы
    Входимость: 8. Размер: 48кб.
    Часть текста: левее, не имеет значения. Существенно важны лишь высота кружков на хронологической скале и, в особенности, линии, соединяющие кружки друг с другом. Цифры внутри кружков соответствуют следующим пьесам и отрывкам: 1. "К Батюшкову" ("Философ резвый и пиит..."). 2. "А. А. Шишкову" ("Шалун, увенчанный Эратой и Венерой..."). 3. "Адели" ("Играй, Адель..."). 4. "Наперсница волшебной старины..." 5. "Сон" ("Пускай поэт с кадильницей наемной..."). 6. "Евгений Онегин", гл. II, чернов. наброски ("Ни дура Английской породы..."). 7. "Зимний вечер" ("Буря мглою небо кроет..."). 8. "Евгений Онегин", гл. IV, строфа 35. 9. "Подруга дней моих суровых..." 10. "Вновь я посетил..." 11. "Муза" ("В младенчестве моем она меня любила..."). 12. "К Батюшкову" ("В пещерах Геликона..."). 13. "Мечтатель" ("По небу крадется луна..."). 14. "Городок" ("Прости мне, милый друг..."). 15. "Евгений Онегин", гл. VIII, строфы 1-7 и 46. 16. "Руслан и Людмила". 17. "Кавказский Пленник". 18. "19 октября 1825 г." ("Роняет лес багряный свой убор..."). 19. "Нереида" ("Среди зеленых волн..."). 20. "Редеет облаков летучая гряда..." 21. "Бахчисарайский Фонтан". 22. "Буря" ("Ты видел деву на скале..."). 23. "За нею по наклону гор..." 24. "Евгений Онегин", гл. I, строфы 33 и 57. 25. "Фонтану Бахчисарайского дворца" ("Фонтан любви, ...
    3. О Пушкине. Истории рифм
    Входимость: 5. Размер: 13кб.
    Часть текста: образом, от слова "пределы" рифма сворачивает в новое русло, по направлению к "смелый". Но в 1823 году оба русла ("пределы - поседелый" и "пределы - смелый") сливаются в наброске, начинающемся словами: Завидую тебе, питомец моря смелый, Под сенью парусов и в бурях поседелый. Набросок остался неотделанным, но его отголоски еще не раз звучали в стихах Пушкина. В частности, рифма "смелый - поседелый" снова всплыла наружу и, что характерно, снова в связи с приведенными стихами из "Руслана и Людмилы". Три соперника Руслана с окончанием поэмы не исчезли из пушкинского творчества. В стихах о Клеопатре они воскресли тремя соискателями царицыной любви: Рогдай стал Флавием, Фарлаф - Критоном, а "младой Ратмир" тем "последним" юношей, который "имени векам не передал". И как в "Руслане и Людмиле" было сказано: Один - Рогдай, воитель смелый, - так теперь почти повторяется: И первый - Флавий, воин смелый, В дружинах римских поседелый... Круговое движение рифмы закончено: "престарелу - поседелу"; отсюда - "поседелый - пределы - смелый" и - обратно к "поседелый". Таков многолетний ход звука - от моськи до римского воина. История другой рифмы еще более любопытна. Пушкин срифмовал: 1815 (?): Младость - радость ("Роза"). 1816: Радость - младость...
    4. О Пушкине. Амур и Гименей
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    Часть текста: стиха пьесы содержат недвусмысленное поучение и предложение: Пойми меня, мой друг Елена, И мудрой повести поверь! В действительности этой Елены не существовало. Но годы шли, воображаемые героини сменились живыми - воззрения Пушкина от этого только упрочились. В 1821 году, напоминая Аглае Давыдовой историю своего с ней романа, о муже говорит он лишь мимоходом: Я вами, точно, был пленен, К тому же скука... муж ревнивый... Я притворился, что влюблен, Вы притворились, что стыдливы... Выходит даже так, что наличие мужа не только Пушкина не останавливало, но и подзадоривало. Помимо любовной связи, прельщала его веселая возможность "орогатить" доброго знакомого. За этими стихами вскоре последовала эпиграмма: Иной имел мою Аглаю За свой мундир и черный ус; Другой за деньги - понимаю; Другой за то, что был француз; Клеон - умом ее стращая; Дамис за то, что нежно пел; Скажи теперь, моя Аглая, За что твой муж тебя имел? Перелистывая стихи Пушкина, написанные на юге, в ссылке, иного отношения к "рогачам", кроме насмешливо-презрительного, не встречаем. Молодому Пушкину судьба всякого мужа заранее...
    5. О Пушкине. Стихи и письма
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: СТИХИ И ПИСЬМА Не любя отца и постоянно подшучивая над дядей, которые оба считали себя остроумцами, он плохие свои каламбуры приписывал наследственности. Довольно натянуто скаламбурив в письме к Вяземскому (середина апреля 1825 года), он прибавляет: "Извини эту плоскость: в крови!" В начале декабря того же года, написав Кюхельбекеру, что духом прочел его комедию "Шекспировы духи", он делает сноску: "Сalembour! reconnais-tu le sang?" {"Каламбур! узнаешь кровь?" (фр.) } Вообще же свои остроты и удачные выражений он помнил и не прочь был повторить. Так, 4 сентября 1822 года в письме к брату он острит, говоря, что стих Кюхельбекера "так пел в Суворова влюблен Державин" - "слишком уже Греческий". В апреле 1825 года он сообщает Вяземскому, что переписывает для него "Евгения Онегина", и прибавляет: "Отроду ни для кого ничего не переписывал, даже для Голицыной - из сего следует что я в тебя влюблен, как кюхельбекерской Державин в Суворова". В начале января 1824 года, в письме к брату, он бранит лобановский перевод "Федры" и, процитировав стих: Тезея жаркий след иль темные пути, - прибавляет: "Мать его в рифму!" - а 29 ноября того же года пишет Вяземскому: "Ольдекоп, мать его в рифму, надоел!" 8 середине ноября 1824 года он писал брату по поводу петербургского наводнения, того самого, которое впоследствии стало сюжетом "Медного Всадника": "Что это у вас? потоп? ничто проклятому Петербургу! voilà une belle occasion à vos dames de faire bidet" {вот прекрасный случай вашим дамам подмыться (фр). }. Через месяц, не получив ответа на свою остроту, он спрашивает: "Получил ли ты мое письмо о Потопе, где я говорю тебе voilà une belle occasion pour vos dames de faire bidet? NB. NB." 17 августа 1825 года он пишет...
    6. О Пушкине. Гавриилиада
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    Часть текста: "ГАВРИИЛИАДА" "Гавриилиада" - один из больших бассейнов, куда стекаются автореминисценции и самозаимствования из более ранних произведений. В свою очередь, она питает позднейшие. Я приведу лишь наиболее выразительные случаи, оставляя в стороне параллели фонетические, как рифмы и аллитерации, и чисто стилистические, как архаизмы и т.п. 1. "Романс", 1814: Она внимательные взоры Водила с ужасом кругом. "Друзьям", 1816: И томных дев устремлены На вас внимательные очи. "Гавриилиада", 1821: И знатоков внимательные взоры...* {Впоследствии, в 1829 г. ("Зима. Что делать нам в деревне?.."): Сначала косвенно-внимательные взоры...} 2. "Послание к Юдину", 1815: ...Но быстро привиденья, Родясь в волшебном фонаре, На белом полотне мелькают, Как тень на утренней заре. "Гавриилиада": На полотне так исчезают тени, Рожденные в волшебном фонаре. Красавица проснулась на заре... 3. "Усы", 1816: ...Одной рукой В восторгах неги сладострастной Летаешь по груди прекрасной, А грозный ус крутишь другой. "Гавриилиада": Одной рукой цветочек ей подносит, Другою мнет простое полотно И крадется под ризы торопливо... Ее груди дерзнул коснуться он. 4. "Любовь одна...", 1816: И к радостям и к неге неизвестной Стыдливую преклонит красоту. "Гавриилиада": И к радостям на ложе наслаждений Стыдливую склонили красоту. 5. "Руслан и Людмила", II, 1817-1818: "Не стану есть, не буду слушать, Умру среди твоих садов". Подумала - и стала кушать. "Гавриилиада": ...Подумала Мария: Не хорошо в саду, наедине, Украдкою внимать наветам змия... . . . . . . . . . . . . . . . . Подумала - и ухо преклонила. 6. "Руслан и Людмила", IV, 1818: Но, между тем, никем не зрима, От нападений колдуна Волшебной шапкою хранима... "Гавриилиада": ...Вдали забав и...
    7. О Пушкине. Вольности
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: О Пушкине. Вольности ВОЛЬНОСТИ 1814. "Наталье": Дерзкой, пламенной рукою Белоснежну, полну грудь... 1816. "Усы": ...одной рукой В восторгах неги сладострастной Летаешь по груди прекрасной, А грозный ус крутишь другой. 1816. "Фавн и пастушка": Неверная, кто смеет Пылающей рукой Бродить по груди страстной?.. 1817. "Письмо к Лиде": По смелым, трепетным рукам... Узнай любовника - настали Восторги, радости мои!.. 1817-1820. "Руслан и Людмила": О, страшный вид: волшебник хилый Ласкает дерзостной рукой Младые прелести Людмилы! 1821. Наброски: Вот Еврейка с Тодорашкой, Пламя пышет в подлеце, Лапу держит под рубашкой... 1821. "Гавриилиада": В глухой лесок ушла чета моя... Там быстро их блуждали взгляды, руки... Там же: Чего-то он красноречиво просит, Одной рукой цветочек ей подносит, Другою мнет простое полотно И крадется под ризы торопливо, И легкий перст касается игриво До милых тайн... Там же: Смутясь, она краснела и молчала... Ее груди дерзнул коснуться он... Но после "Гавриилиады" этот мотив исчезает навсегда. Пушкин из него вырос, как из мальчишеской одежды. КОММЕНТАРИИ Вольности (с. 451). - Б. 1923. Кн. 2. С. 176-177; ПХП. С. 14-15.
    8. О Пушкине. Вдохновение и рукопись
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    Часть текста: несколько месяце в письме к нему же, выделяет в особую строку: "Деньги, деньги: вот главное". Он был стыдлив и скрытен. Пуще всего он боялся предстать глазам современников в ореоле сладенькой поэтичности. Эта боязнь постоянно заставляла его ревниво скрывать свое поэтическое лицо под разными масками: шалуна из числа золотой молодежи, картежника, циника, светского человека. Маска литературного дельца была в том числе. Он любил себя выставлять торгующим стихами. В 1821 году писал он Гречу из Кишинева о "Кавказском Пленнике": "Хотите ли вы у меня купить весь кусок поэмы? длиною в 800 стихов; стих шириною - 4 стопы - разрезано на 2 песни: дешево отдам, чтоб товар не залежался". Когда "Бахчисарайский Фонтан" стал известен публике ранее появления в печати, Пушкин писал брату, что при таких условиях впредь ему невозможно будет "продавать себя" с барышом, и далее жаловался: "Ни ты, ни отец... денег не шлете, а подрываете мой книжный торг". В письмах к Вяземскому и Гнедичу называет он себя владельцем "мелочной лавки". В 1828 году, когда его хотели заставить даром работать в...
    9. Окно на Невский (Пушкин)
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    Часть текста: проспект. Виден не поперек, а вдоль, вплоть до угла Садовой. Под самым окном течет Мойка. Невский пересекает ее, изогнувшись горбом моста, и плавным, прямым, широким разбегом уходит вдаль. Это не тот Невский, который некогда пестрел перед Гоголем. Теперь он по большей части пустынен. И зиму, и лето подолгу сижу я перед окном: по утрам, когда, подымаясь из-за вокзала, "течет от солнца желтая струя"; вечерами, когда луна медленно движется над крышами строгановского дворца; и - в белые ночи. Так прошел уже почти целый год, и многое в это время сгорело в сердце, многое в нем окрепло. Я не люблю отходить от окна, и, когда надо писать, я кладу бумагу на подоконник. Так делаю и сейчас, когда вы, друзья, просите написать о Пушкине, о нашем преклонении перед ним. Прежде всего - спасибо за то, что вы поручаете мне первое слово о Пушкине. Постараюсь сказать его со всей прямотой, не заботясь о том, всем ли из вас придется оно по душе. Ну, так вот: бить себя в грудь перед кумиром Пушкина, клясться в любви к нему - дело нетрудное, безответственное, но зато и ненужное. Лучше бы наша любовь сказалась делом, а не словами. Это главное, что я думаю о "любви к Пушкину". - Какое же это дело? - спросят меня. - А какая любовь? - спрошу я. Ведь как только мы заговорим о Пушкине, так и окажется непременно, что у каждого из нас свой Пушкин, перед которым мы преклоняемся одинаково благоговейно, но не по одинаковым причинам. Наша любовь мотивируется различно и даже внутри каждого из нас переживает свою особую...
    10. О Пушкине. Излюбленные звуки
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    Часть текста: О Пушкине. Излюбленные звуки ИЗЛЮБЛЕННЫЕ ЗВУКИ К некоторым сочетаниям слов и звуков у него были пристрастия, причины которых объяснению не поддаются. Вот один из наиболее выразительных примеров: Но я плоды своих мечтаний И гармонических затей Читаю только старой няне, Подруге юности моей. ("Евгений Онегин", IV , 35, 1825) Роман классический, старинный, Отменно длинный, длинный, длинный, Нравоучительный и чинный, Без романтических затей. ("Граф Нулин", 1825) Ужель и впрямь и в самом деле, Без элегических затей, Весна моих промчалась дней? ("Евгений Онегин", VI , 44, 1826) Она была нетороплива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей... Все тихо, просто было в ней. ("Евгений Онегин", VIII , 14, 1830) Вероятно, эти четыре стиха ведут происхождение от стиха из послания к Алексееву (1821): "Без упоительных страстей". КОММЕНТАРИИ Излюбленные звуки (с. 447). - Б. 1923. Кн. 2. С. 180; ПХП. С. 18. С. 448. "Она была нетороплива..." - Здесь в издании 1937 г. пропущена следующая строка (видимо, типографский брак): "Не холодна, не говорлива..."