• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1825"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. О Пушкине. Стихи и письма
    Входимость: 12. Размер: 15кб.
    2. О Пушкине. Двор - снег - колокольчик
    Входимость: 12. Размер: 17кб.
    3. О Пушкине. Явления Музы
    Входимость: 7. Размер: 48кб.
    4. О Пушкине. Бури
    Входимость: 6. Размер: 19кб.
    5. Из книги "Пушкин". Молодость.
    Входимость: 4. Размер: 70кб.
    6. О Пушкине. Амур и Гименей
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    7. Щастливый Вяземский
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    8. О Пушкине. Гавриилиада
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    9. О Пушкине. Истории рифм
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    10. Садовской Б.А.: Державин
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    11. О Пушкине. Излюбленные звуки
    Входимость: 2. Размер: 2кб.
    12. О Пушкине. Кощунства
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    13. Скучающие поэты
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    14. О Пушкине. Прадед и правнук
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    15. Литература в изгнании
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    16. О Пушкине. Пора!
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    17. О чтении Пушкина. (К 125-летию со дня рождения)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    18. "Граф Калиостро" и "Пожар Москвы" И. Лукаша
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    19. Надсон
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    20. О Пушкине. Вдохновение и рукопись
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    21. Театр Станиславского
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    22. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 10 февраля 1920 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    23. О Есенине (десять лет со дня смерти)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    24. Бунин, собрание сочинений
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    25. Демидова O.P.: О камер-фурьерских журналах и о журнале Ходасевича
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    26. О Пушкине. Прямой. Важный. Пожалуй
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    27. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    28. Из книги "Пушкин". Дядюшка-литератор.
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    29. Тайна Императора Александра I (Лев Любимов)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    30. Автор, герой, поэт (Пушкин)
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    31. Северное сердце (Ладинский)
    Входимость: 1. Размер: 9кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. О Пушкине. Стихи и письма
    Входимость: 12. Размер: 15кб.
    Часть текста: подшучивая над дядей, которые оба считали себя остроумцами, он плохие свои каламбуры приписывал наследственности. Довольно натянуто скаламбурив в письме к Вяземскому (середина апреля 1825 года), он прибавляет: "Извини эту плоскость: в крови!" В начале декабря того же года, написав Кюхельбекеру, что духом прочел его комедию "Шекспировы духи", он делает сноску: "Сalembour! reconnais-tu le sang?" {"Каламбур! узнаешь кровь?" (фр.) } Вообще же свои остроты и удачные выражений он помнил и не прочь был повторить. Так, 4 сентября 1822 года в письме к брату он острит, говоря, что стих Кюхельбекера "так пел в Суворова влюблен Державин" - "слишком уже Греческий". В апреле 1825 года он сообщает Вяземскому, что переписывает для него "Евгения Онегина", и прибавляет: "Отроду ни для кого ничего не переписывал, даже для Голицыной - из сего следует что я в тебя влюблен, как кюхельбекерской Державин в Суворова". В начале января 1824 года, в письме к брату, он бранит лобановский перевод "Федры" и, процитировав стих:...
    2. О Пушкине. Двор - снег - колокольчик
    Входимость: 12. Размер: 17кб.
    Часть текста: отношения, правительство смотрит косо. Гостей ждать не приходилось. И вдруг - неожиданный приезд Пущина. Неудивительно, что от этого свидания в сердце и в памяти осталась не столько беседа, как бы она ни была существенна, сколько первые мгновения нежданной встречи и вечная благодарность за самый приезд. Любовней, чем разговоры с Пущиным, Пушкин запомнил самое появление друга. Вот что впоследствии рассказывал Пущин: "Мчались среди леса по гористому проселку: все мне казалось не довольно скоро. Спускаясь с горы, недалеко от усадьбы, которой за частыми соснами нельзя было видеть, сани наши на ухабе так наклонились набок, что ямщик слетел. Я с Алексеем, неизменным моим спутником от лицейского порога до ворот крепости, кое-как удержался в санях. Схватили вожжи. Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились смаху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками... Было около восьми часов утра". Эта картина запомнилась раз навсегда и Пушкину. Раннее зимнее утро и особенно двор, снег, колокольчик сделались в его поэзии лейтмотивом Пущина. Вспоминая Пущина, он почти неизменно к ним возвращается. И обратно: двор, снег, колокольчик напоминают ему о Пущине. * * * О наброске "Стрекотунья-белобока..." известно лишь то, что он сделан в том же 1825 году. Это - первая, самая непосредственная запись о приезде...
    3. О Пушкине. Явления Музы
    Входимость: 7. Размер: 48кб.
    Часть текста: наемной..."). 6. "Евгений Онегин", гл. II, чернов. наброски ("Ни дура Английской породы..."). 7. "Зимний вечер" ("Буря мглою небо кроет..."). 8. "Евгений Онегин", гл. IV, строфа 35. 9. "Подруга дней моих суровых..." 10. "Вновь я посетил..." 11. "Муза" ("В младенчестве моем она меня любила..."). 12. "К Батюшкову" ("В пещерах Геликона..."). 13. "Мечтатель" ("По небу крадется луна..."). 14. "Городок" ("Прости мне, милый друг..."). 15. "Евгений Онегин", гл. VIII, строфы 1-7 и 46. 16. "Руслан и Людмила". 17. "Кавказский Пленник". 18. "19 октября 1825 г." ("Роняет лес багряный свой убор..."). 19. "Нереида" ("Среди зеленых волн..."). 20. "Редеет облаков летучая гряда..." 21. "Бахчисарайский Фонтан". 22. "Буря" ("Ты видел деву на скале..."). 23. "За нею по наклону гор..." 24. "Евгений Онегин", гл. I, строфы 33 и 57. 25. "Фонтану Бахчисарайского дворца" ("Фонтан любви, фонтан живой..."). 26. "Цыганы". 27. "Евгений Онегин", гл. II, строфы 24-29. 28. "Братья-разбойники". 29. "Друг Дельвиг, мой парнасский брат..." 30. Наброски вступления или посвящения "Гавриилиады". 31. "П. А. Вяземскому" ("Сатирик и поэт любовный..."). 32. "В. С. Филимонову" ("Вам Музы, милые старушки..."). 33. "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю..." 34. "Домик в Коломне". Первоначально три текста привлекли мое внимание. Хотелось показать их взаимоотношение, точнее - возникновение текста, означенного цифрою 3, из 1 и 2. Но в процессе работы я заметил, что 2, в свою очередь, связан с 6 и 4, а 6 сам собою связался с целою цепью: 7, 8, 9, 10, а 4 - с 11 и 15, который оказался центром, в котором сходятся умственные линии от целого множества кружков: 16, 17, 18 и т.д. Помимо связи с 15, тексты оказались сепаратно связаны друг с другом, стали перекликаться, привлекать новые тексты - и в конце концов сложились в систему, которую я, для наглядности, решился представить графически. Такова история чертежа. Вот два текста, послуживших его ...
    4. О Пушкине. Бури
    Входимость: 6. Размер: 19кб.
    Часть текста: 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга. Через полтора месяца, на Кавказе, вспоминая свою вдохновенную жизнь перед высылкой, он писал: На крыльях вымысла носимый, Ум улетал за край земной; А между тем грозы незримой Сбиралась туча надо мной. Первое же воздействие правительства в первых же стихах представлено в виде грозы. Позже, намекая на то же событие, он иронически замечает: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель! Там некогда гулял и я, Но вреден север для меня. Здесь неблагорасположение правительства представлено в виде вредного климата. Далее, в 50 строфе той же I главы "Евгения Онегина", мечты о побеге за границу оказываются вновь связаны с образами погоды и климата: Придет ли час моей свободы? Пора, пора! - взываю к ней; Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей. Под ризой бурь, с волнами споря, По вольному распутью моря Когда ж начну я вольный бег? Пора покинуть скучный брег Мне неприязненной стихии И средь полуденных зыбей, Под небом Африки моей, Вздыхать о сумрачной России... Четыре года спустя, за новые провинности, его пересослали из Одессы в Михайловское. Одним из первых стихотворений, там написанных, был "Аквилон", в котором ветер, черные тучи, гроза, зефир суть иносказания, прикрывающие правду об отношениях Александра I к Пушкину. В этих стихах много презрения ко всемогущему "Аквилону", который, низвергнув дуб, своей злобой преследует и бессильный пред ним тростник. Вслед за "Аквилоном", в послании к Языкову, мы читаем: Но злобно мной играет счастье: Давно без крова я ношусь, Куда подует самовластье. Летом 1825 года написано "Я помню чудное мгновенье...", в котором речь идет о двух встречах с А. П. Керн: в 1819 и в 1825 годах. Между этими двумя встречами лежит момент ссылки, о...
    5. Из книги "Пушкин". Молодость.
    Входимость: 4. Размер: 70кб.
    Часть текста: просвещения. Изрядно располневший и облысевший, победитель Наполеона и освободитель Европы сиял благодушнейшей, но двусмысленной улыбкой, унаследованной от бабушки вместе с ямочкою на подбородке. Он был не только весел и милостив - он был даже нежен со всеми. Сам раздал призы и аттестаты воспитанникам, сам объявил награды преподавателям. Пушкин, в соответствии с аттестатом, был удостоен чином коллежского секретаря и определен в ведомство иностранных дел со скромным содержанием по 700 рублей в год. Директору Энгельгардту смертельно хотелось, чтобы государь прослушал "священную тризну разлуки" - прощальную песнь, сочиненную Дельвигом и положенную на музыку Теппером. Но Александр Павлович спешил - песню пропели уже без него. Последний лицейский день отшумел. Прощальные стихи Зубову, Илличевскому, Пущину, Кюхельбекеру и всем товарищам купно уже написаны. Написан даже и прозаический мадригал в альбом Энгельгардта. Еще одну ночь провел Пушкин в келье номер 14. Наутро, наконец, мундир сброшен, вещи уложены. Последние объятия с друзьями - у некоторых на глазах слезы. Последние рукопожатия с учителями. Лицейская дверь в последний раз хлопнула - Пушкин вышел под арку. Жизнь перед ним открывалась, он спешил броситься в ее сильный круговорот....
    6. О Пушкине. Амур и Гименей
    Входимость: 4. Размер: 28кб.
    Часть текста: и презрительное - к "мужьям". Еще в 1816 году он написал стихотворную сказку "Амур и Гименей", в которой очень доброжелательно повествуется о том, как Амур в молчании ночном Фонарь любовнику вручает И сам счастливца провожает К уснувшему супругу в дом; Сам от беспечного Гимена Он охраняет тайну дверь... Два заключительных стиха пьесы содержат недвусмысленное поучение и предложение: Пойми меня, мой друг Елена, И мудрой повести поверь! В действительности этой Елены не существовало. Но годы шли, воображаемые героини сменились живыми - воззрения Пушкина от этого только упрочились. В 1821 году, напоминая Аглае Давыдовой историю своего с ней романа, о муже говорит он лишь мимоходом: Я вами, точно, был пленен, К тому же скука... муж ревнивый... Я притворился, что влюблен, Вы притворились, что стыдливы... Выходит даже так, что наличие мужа не только Пушкина не останавливало, но и подзадоривало. Помимо любовной связи, прельщала его веселая возможность "орогатить" доброго знакомого. За этими стихами вскоре последовала эпиграмма: Иной имел мою Аглаю За свой мундир и черный ус; Другой за деньги - понимаю; Другой за то, что был француз; Клеон - умом ее стращая; Дамис за то, что нежно пел; Скажи теперь, моя Аглая, За что твой муж тебя имел? Перелистывая стихи Пушкина, написанные на юге, в ссылке, иного...
    7. Щастливый Вяземский
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    Часть текста: немногих, слишком немногих, счастливых биографий в русской литературе. Сын екатерининского и павловского вельможи, он родился в подмосковном имении Остафьево (10 июня 1792), получил прекрасное образование. Его ранние литературные опыты нашли приязнь и поддержку тут же, в родной семье: его поэтическим "пестуном" был ближайший приятель отца, И.И. Дмитриев. Эпоха благоприятствовала развитию таланта и воли к действию. И Россия, и русская словесность находились в периоде созидательном. Молодой Вяземский участвовал в ополчении двенадцатого года, был под Бородином и вернулся цел, хотя две лошади под ним были убиты. Вслед за тем он стал таким же счастливым застрельщиком в схватках литературных. Русский лжеклассицизм кончался. Уже Державин давно перерос его тесные границы. Уже взорвалась первая мина, подложенная под классицизм сентиментализмом Карамзина. Впрочем, сам Карамзин, кстати сказать - женатый на сестре Вяземского, уже покидал поэтическое поприще: он трудился над "Историей Государства Российского". Словом, перед новыми силами открывалось обширное поле. Жуковский и Батюшков пытались "обрести новые звуки". В неясной дали намечались смутные очертания грядущего романтизма. Уже в противовес чопорной державинско-шишковской "Беседе" возникала задорная революционная кучка арзамасцев. Вяземский тотчас стал ее "душой". Жуковский и Батюшков к ней примкнули. Вступил даже милый и бесталанный...
    8. О Пушкине. Гавриилиада
    Входимость: 3. Размер: 14кб.
    Часть текста: как архаизмы и т.п. 1. "Романс", 1814: Она внимательные взоры Водила с ужасом кругом. "Друзьям", 1816: И томных дев устремлены На вас внимательные очи. "Гавриилиада", 1821: И знатоков внимательные взоры...* {Впоследствии, в 1829 г. ("Зима. Что делать нам в деревне?.."): Сначала косвенно-внимательные взоры...} 2. "Послание к Юдину", 1815: ...Но быстро привиденья, Родясь в волшебном фонаре, На белом полотне мелькают, Как тень на утренней заре. "Гавриилиада": На полотне так исчезают тени, Рожденные в волшебном фонаре. Красавица проснулась на заре... 3. "Усы", 1816: ...Одной рукой В восторгах неги сладострастной Летаешь по груди прекрасной, А грозный ус крутишь другой. "Гавриилиада": Одной рукой цветочек ей подносит, Другою мнет простое полотно И крадется под ризы торопливо... Ее груди дерзнул коснуться он. 4. "Любовь одна...", 1816: И к радостям и к неге неизвестной Стыдливую преклонит красоту. "Гавриилиада": И к радостям на ложе наслаждений Стыдливую склонили красоту. 5. "Руслан и Людмила", II, 1817-1818: "Не стану есть, не буду слушать, Умру среди твоих садов". Подумала - и стала кушать. "Гавриилиада": ...Подумала Мария: Не ...
    9. О Пушкине. Истории рифм
    Входимость: 3. Размер: 13кб.
    Часть текста: Набросок остался неотделанным, но его отголоски еще не раз звучали в стихах Пушкина. В частности, рифма "смелый - поседелый" снова всплыла наружу и, что характерно, снова в связи с приведенными стихами из "Руслана и Людмилы". Три соперника Руслана с окончанием поэмы не исчезли из пушкинского творчества. В стихах о Клеопатре они воскресли тремя соискателями царицыной любви: Рогдай стал Флавием, Фарлаф - Критоном, а "младой Ратмир" тем "последним" юношей, который "имени векам не передал". И как в "Руслане и Людмиле" было сказано: Один - Рогдай, воитель смелый, - так теперь почти повторяется: И первый - Флавий, воин смелый, В дружинах римских поседелый... Круговое движение рифмы закончено: "престарелу - поседелу"; отсюда - "поседелый - пределы - смелый" и - обратно к "поседелый". Таков многолетний ход звука - от моськи до римского воина. История другой рифмы еще более любопытна. Пушкин срифмовал: 1815 (?): Младость - радость ("Роза"). 1816: Радость - младость ("Заздравный кубок"). Младость - радость ("Послание к кн. А.М.Горчакову"). Сладость - радость ("Любовь одна..."). Радость - младость ("Фавн и пастушка"). Сладость - радость ("Пробуждение"). 1817: Младость - радость ("К ней"). Радость - сладость ("Простите, верные дубравы..."). Младость - радость ("Добрый совет"). Радость - младость ("Именины"). 1818: Сладость - младость - радость ("К портрету Жуковского"). 1819: Гадость - радость ("Все призрак, суета..."). Радость - младость ("Руслан и Людмила", V). 1820: Младость - радость ("Погасло дневное светило..."). Младость - радость ("Кавказский Пленник"). Младость - радость (Там же). Сладость - радость (Там же). Радость - младость (Там же). Сладость - радость (Там же). 1821: Сладость - младость ("Дева"). 1822: Младость - радость ("Братья-разбойники"). Радость - сладость ("Адели", черное.). Младость - радость ("Свод неба мраком обложился..."). 1823: Младость - радость ("Евгений...
    10. Садовской Б.А.: Державин
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    Часть текста: не оцененным и доныне. Критика русская им интересовалась мало. Один Белинский заметил, что поэзия Державина есть недоразвившаяся поэзия Пушкина, а Грот классически издал и комментировал его произведения. Но ни Белинский, ни Грот не сумели представить поэзию и личность Державина в полном историческом объеме. Первому мешала исключительность полуэстетической, полуобщественной точки зрения; второй в колоссальной своей работе преследовал, главным образом, чисто филологические цели. Самое издание Державина прошло незамеченным в шуме и бестолочи шестидесятых годов. Пушкин в том же 1825 году в известном письме к Дельвигу сам попробовал бегло очертить крупную фигуру певца Фелицы. "По твоем отъезде перечел я Державина всего, и вот мое окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка (вот почему он и ниже Ломоносова). Он не имел понятия ни о слоге, ни о гармонии - ни даже о правилах стихосложения. Вот почему он и должен бесить всякое разборчивое ухо. Он не только не выдерживает оды, но не может выдержать и строфы (исключая чего знаешь). Что же в нем? мысли, картины и движения истинно...