• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1905"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Письмо Ходасевича А. Я. Брюсову. 26 июня 1905 г.
    Входимость: 7. Размер: 7кб.
    2. Ходасевич. Белый коридор. Сергей Кречетов и "Гриф"
    Входимость: 7. Размер: 18кб.
    3. Надсон
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    4. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 5. Размер: 58кб.
    5. Сб. Товарищества "Знание". книга 7 (Горький)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    6. Ходасевич. Некрополь. Брюсов
    Входимость: 4. Размер: 46кб.
    7. О Гумилеве
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    8. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    9. С. Бочаров. "Памятник" Ходасевича
    Входимость: 4. Размер: 127кб.
    10. Бень Е. М. Письма Ходасевича Ю. И. Айхенвалъду
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    11. Ходасевич. Белый коридор. Горький
    Входимость: 3. Размер: 89кб.
    12. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    13. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 81кб.
    14. О завтрашней поэзии
    Входимость: 2. Размер: 8кб.
    15. О меценатах
    Входимость: 2. Размер: 28кб.
    16. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    17. Не опубликованное при жизни и неоконченное (комментарии)
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    18. Письмо Ходасевича П. Н. Зайцеву. 11 июня 1922 г.
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    19. Панова Л. Г.: "Перед зеркалом" Ходасевича - итальянская амальгама
    Входимость: 2. Размер: 89кб.
    20. Бунин, собрание сочинений
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    21. Ходасевич. Некрополь. Муни (Самуил Викторович Киссин)
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    22. Анна Ходасевич. Из воспоминаний
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    23. Виктор Гофман
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    24. Федор Сологуб. Тяжелые сны
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    25. Литературная критика 1906-1922.
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    26. Ходасевич. Некрополь. Андрей Белый
    Входимость: 2. Размер: 52кб.
    27. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 3 апреля 1919 г.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    28. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    29. Ходасевич. Белый коридор. Московский Литературно-Художественный Кружок
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    30. Зорин А.Л.: Книга Ходасевича "Державин"
    Входимость: 1. Размер: 71кб.
    31. Вступление к комментариям (критика).
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    32. Письмо Ходасевича Г. Л. Малицкому. 7 июля 1907 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    33. Ходасевич. Белый коридор. София Парнок
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    34. Геннадий Евграфов. Путь Ходасевича
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    35. Живые черты Ходасевича (Сборник воспоминаний, некрологов)
    Входимость: 1. Размер: 98кб.
    36. Скучающие поэты
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    37. Памяти Б. А. Садовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    38. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 25 марта 1909 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    39. Не собранное в книги
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    40. Ходасевич. Белый коридор. Борис Садовский
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    41. Игорь Северянин и футуризм
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    42. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    43. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. И. Андреева - послесловие
    Входимость: 1. Размер: 57кб.
    44. Ходасевич. Некрополь. Гумилев и Блок
    Входимость: 1. Размер: 30кб.
    45. О последних книгах К. Бальмонта
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    46. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 22 апреля 1916 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    47. Демидова O.P.: О камер-фурьерских журналах и о журнале Ходасевича
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    48. Ходасевич. Некрополь. Конец Ренаты
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    49. Письма Ходасевича
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    50. Письмо Ходасевича М. Горькому. 7 августа 1925 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письмо Ходасевича А. Я. Брюсову. 26 июня 1905 г.
    Входимость: 7. Размер: 7кб.
    Часть текста: вопрос о его праве на существование. Терпению и труду не всегда удается перетереть искусство. Что же касается твоего брата, как он представлен в "Северных Цветах", - мне кажется, - ты не прав. Стихи его очень хороши, как всегда. Драма - изумительна 3 . Впрочем, я с ним (пока - между нами) - затеваю полемику, вне чистой литературы. Как и что - объяснять долго, но советую тебе прочесть в No 4 "Весов" его заметку о "Литургии Красоты", а после, когда выйдет No 5 "Искусства" - в нем мою заметку о том же 4 . Но пока - прошу никому ничего об этом не говорить. На тебя полагаюсь. Посылаю некоторые стихи. Не все, написанные за это время. Впрочем, последние дни я их не пишу, ибо начал еретическую драму, которая должна быть закончена, не в пример другим моим начинаниям. Надеюсь прочесть тебе ее в необработанном виде, когда приедешь. <...> 5 Все; извиняюсь за рифму: темный - исступленной. Вольность. Из твоих стихов мне больше нравится второе. Пока - прощай. М. Э. 6 благодарит за память и шлет привет с приглашением. Сообщи свой дачный адрес. Твой В. Ходасевич. P.S. Что скажешь...
    2. Ходасевич. Белый коридор. Сергей Кречетов и "Гриф"
    Входимость: 7. Размер: 18кб.
    Часть текста: Брюсова. Сергей Кречетов уже выступал со своими стихами публично и собирался их печатать. Весной 1903 года им было основано книгоиздательство "Гриф": новое пристанище литературной молодежи. Брюсов тотчас ополчился против "Грифа", обвиняя его в эпигонстве и в повторении того, что уже сделано "Скорпионом". Была некоторая кажущаяся правота в этих обвинениях, потому что, действительно, первоначальный модернизм к тому времени уже сложился в определенную литературную школу, осознал себя, внутренно окреп. Брюсов, однако же, глубоко заблуждался, полагая, будто его внутреннее развитие закончено. Если, действительно, к тому времени вполне уже себя выразили (да и то все же вовсе не исчерпали) старшие модернисты, как Брюсов, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, то этим была внутренно завершена лишь первая, декадентская эпоха модернизма. Вторая, наиболее значительная, символистская, только еще зарождалась в возникающем творчестве Вячеслава Иванова, Андрея Белого, Александра Блока. Отсюда вовсе не следует, что именно "Грифу" было суждено стать колыбелью символизма: этого не случилось - по причинам, которых я коснусь несколько ниже, но самое то обстоятельство, что в момент основания "Грифа" все символистское развитие модернизма было еще впереди, доказывает, насколько не прав был Брюсов, заранее объявляя, что "Грифу" нечего делать, как только повторять путь, уже пройденный "Скорпионом". Нужно заметить, однако, что, помимо этого добросовестного заблуждения, Брюсовым руководили также и другие мотивы: он чрезвычайно ревниво относился к...
    3. Надсон
    Входимость: 6. Размер: 44кб.
    Часть текста: о бытии. Жрец и воин - не две различные касты, но лишь две формы одного служения, две ступени одного посвящения. Но одни люди становятся жрецами, другие - воинами. Пушкин, солнце русской поэзии, равно понимал и то и другое, завещав нам две формулы. Из них первая: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв, - а вторая - О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне в удел витийства грозный дар! В этих последних словах о грозном даре витийства жреческая повязка сменяется шлемом воина. Все поэты - рыцари одного ордена. Как бы творчество одного из них ни разнилось от творчества другого, - при встрече оба поймут и узнают друг друга по тайным знакам, которые ведомы лишь посвященным. Ибо жрец знает, что вера его мертва, если нет любви, а любовь воина зиждется на его вере. Таково двуединство поэзии. Отнюдь не разделяя самих поэтов на два непримиримых стана, она дает в то же время возможность критику одних причислить к молящимся, других - к призывающим. Обращаясь к Надсону, мы с уверенностью можем сказать, что по содержанию своей поэзии он должен быть отнесен к поэтам второй категории. Сравним его хотя бы, например, с Фетом, которого творчество - такой несомненный и полный образчик служения жреческого. Насколько взор Фета упорно устремлен к небу, настолько же глаза Надсона непрестанно обращены к земле, к житейской судьбе человека. Я позволю себе напомнить вам целиком одно из самых замечательных стихотворений Фета и одно стихотворение Надсона - стихотворение, в котором всего яснее сказалось его отношение к природе, нас окружающей. Вот стихотворение Фета - строки, составляющие вступление к "Вечерним огням": Измучен жизнью, коварством надежды, ...
    4. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 5. Размер: 58кб.
    Часть текста: у нас в девяностых годах минувшего столетия и известна под именами "декадентства", "модернизма" и "символизма" (в узком значении слова), - надо признать законченным. Отдельные ее представители дадут, конечно, еще немало прекрасных произведений, но вряд ли прибавят какие-либо существенно новые черты к сложившемуся уже облику школы. Ее историческая роль еще далеко не сыграна. Можно сказать, что она едва начинается. Мы не беремся предугадать, по какому пути пойдет отныне русская поэзия, но несомненно лишь то, что судьба ее уже передается в руки следующего поколения. Нечего и говорить о первых шагах Бальмонта, о ранних стихах Брюсова и Зинаиды Гиппиус, о творчестве Коневского и Добролюбова: для молодежи, едва вступающей на поэтическое свое поприще, даже времена "Скорпиона" и "Весов" - уже история. Начинающие поэты изучают Брюсова, как некогда Брюсов изучал Баратынского. Учатся они вообще добросовестно, но чему будут учить сами - неизвестно. Их самостоятельные слова все еще в будущем. Подводить итоги прошлому - не наша задача. Для предсказаний будущего у нас слишком мало данных. Поэтому - да не посетует читатель, если статья наша явится лишь обзором наиболее примечательных стихотворных сборников, вышедших за последние два года, то есть за тот период, когда успел возникнуть и до некоторой степени...
    5. Сб. Товарищества "Знание". книга 7 (Горький)
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    Часть текста: с седьмой книгой. Здесь - "Дети солнца", новая драма Максима Горького, и рядом рассказы Скитальца, Кипена, стихи Бунина и др., - ничего не значащие, ничего не говорящие страницы скучных стихов и дряблой прозы. Но зато драма Горького - истинно примечательна. В ней хочется отметить уже некоторый поворот в творчестве Горького, поворот значительный и ценный. Давно ли Горький обращался к нам с формулами о всемогуществе "Человека", такими наивно-скучными? Давно ли проповедовал "полеты в небо", прочь от земли, от земных исстрадавшихся душ? Наконец, давно ли он смешивал мещан с изнуренными? Но вот теперь в новой пьесе слышатся уже иные слова, видится приближение к жизни. Горький раньше знал только отвлеченных людей, если так можно сказать - беспочвенных. Теперь он поселил их на земле. Протасов, Елена, Вагин - ведь это прежние Сатины, такие свободные и могучие вне нашей атмосферы. Но здесь, на земле, темной, тяжкой, всевластной, где взрыхленные поля залиты потом и кровью, где так больно живется на острых, окровавленных ребрах городских камней, они стали бледными, вялыми, хилыми. Не неприспособленность к жизни виновата здесь, но отчужденность от нее. Насмешка в их словах: "Мы - дети солнца". Горький увидел уже с ясностью, что "человеки", низведенные на землю, еще слабее "бедных детей земли", слабее потому, что они лишены всякой способности к активному утверждению своей личности. Сойдя на землю вместе с новоприбывшими "детьми солнца", Горький встретил ее аборигенов, живых людей, пусть истомленных, но, как Антей, близких матери - Гее. Эта встреча была для него благотворной. Он полюбил новых знакомцев, полюбил, быть может, за муки, но еще больше за то, что нашел у дряхлых детей земли ту изумительную чуткость душ, которой нет и не было у солнечных младенцев. Горький сжился с людьми, и его собственная душа...
    6. Ходасевич. Некрополь. Брюсов
    Входимость: 4. Размер: 46кб.
    Часть текста: усиками, с бобриком на голове, в пиджаке обычнейшего покроя, в бумажном воротничке. Такие молодые люди торговали галантерейным товаром на Сретенке. Таким молодым человеком изобра-жен Брюсов на фотография, приложенной к I тому его сочинений в издании "Сирина". Впоследствии, вспоминая молодого Брюсова, я почувствовал, что главная острота его тогдашних стихов заключается именно в сочетании декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством. Смесь очень пряная, излом очень острый, диссонанс режущий, но потому-то ранние книги Брюсова (до Tertia Vigilia включительно) - суть все-таки лучшие его книги: наиболее острые. Все это тропические фантазии - на берегах Яузы, переоценка всех ценностей - в районе сретенской части. И до сих пор куда больше признанного Брюсова нравится мне этот "неизвестный, осмеянный, странный" автор Chef - dœuvre. Мне нравится, что этот дерзкий молодой человек, готовый мимоходом обронить замечание : Родину я ненавижу, - в то же время, оказывается, способен подобрать на улице облезлого котенка и с бесконечной заботливостью выхаживать его в собственном кармане, сдавая государственные экзамены. *** Дед Брюсова, по имени Кузьма, родом из крепостных, хорошо расторговался в Москве. Был он владелец довольно крупной торговли. Товар был заморский: пробки. От него дело перешло к сыну Авиве, а затем к внукам, Авивовичам. Вывеска над помещением фирмы, в одном из переулков между Ильинкой и Варваркой, была еще цела осенью 1920 года. Почти окна в окна, наискосок от этой торговли,...
    7. О Гумилеве
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: осенью 1912 года. "Чужому небу" предпослана небольшая вступительная заметка, написанная одним из друзей Гумилева - Г. Ивановым. Не все в этой заметке точно. Гумилев погиб не сорока лет, а тридцати пяти - он родился в 1886 году; его "агитация в кронштадтские дни среди рабочих" сводилась к нескольким словам, однажды произнесенным на улице, и не имела никакого отношения к таганцевскому делу, за участие в котором он был расстрелян; в хранении оружия он даже не обвинялся. Однако если пройти мимо этих частностей, то надо признать, что общая характеристика Гумилева, даваемая Г. Ивановым, верна. Я позволю себе привести из нее самую существенную часть. Г. Иванов пишет: "Зачем он ездил в Африку, шел добровольцем на войну, участвовал в заговоре, крестился широким крестом перед всеми церквами советского Петербурга, заявил в лицо следователю о своем монархизме, вместо того чтобы попытаться оправдаться и спастись? Люди близкие к нему знают, что ничего воинственного, авантюристического в натуре Гумилева не было. В Африке ему было жарко и скучно, на войне мучительно мерзко, в пользу заговора, из-за которого он погиб, он верил очень мало. Все это он воспринимал...
    8. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 4. Размер: 22кб.
    Часть текста: и красота в произведениях О. Уайльда", "Развитие мировоззрения Толстого") и "Воспоминаний". Вышли четыре издания ее "Философских очерков". АЛДАНОВ, Марк Александрович (1889-1957). Известный эмигрантский писатель, автор исторических романов. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, Василий Дмитриевич (1897-1934). Пролетарский поэт, род. в крестьянской семье. С 11 лет в Москве, печатался с 1913. В годы революции его стихи появлялись в "Правде", "Известиях" и пр. Член "Кузницы". АНДРЕЕВА, Мария Федоровна(1868?-1953). Актриса МХТ, член партии, личный друг Ленина; с 1903 - вторая жена М. Горького. В окт. 1918 возглавила "Отдел театров и зрелищ Областного Наркомпроса Союза коммун Северной области". Этой осенью, в "Театре трагедий" Ю.М. Юрьева в Цирке Чинизелли, она играла роль Леди Макбет (8 представлений). Под руководством М.Ф.А. "и ее заместителя по ПТО П.П. Крючкова" осуществлялись массовые зрелища, в том числе и "Блокада...
    9. С. Бочаров. "Памятник" Ходасевича
    Входимость: 4. Размер: 127кб.
    Часть текста: жить еще одиннадцать лет, стихов он в это последнее десятилетие уже почти не писал, так что и в самом деле "Памятником" поэт сознательно и ответственно завершал свой путь. "Памятник" - редкий вид стихотворений, на который право имеют редкие поэты. Ходасевич знал за собой это право, но памятник он себе поставил мало похожий на классический державинско-пушкинский образец. В этом торжественном жанре он вывел себе неожиданно скромный итог; он отказался от громкого тона и пафоса и оставил нам выверенную, сдержанную и трезвую формулу своей роли и места в поэтической истории. Во мне конец, во мне начало. Мной совершенное так мало! Но всё ж я прочное звено: Мне это счастие дано. Счастие и гордое и скромное - быть, послужить, остаться прочным звеном. Скромное в своей гордости и гордое в своей скромности. Но - звеном в какой цепи, в какой связи, в какой традиции, если здесь же сказано - "Во мне конец, во мне начало"? Как понять эти слова поэта, что за странное он звено - и последнее, и оно же первое, а в общем...
    10. Бень Е. М. Письма Ходасевича Ю. И. Айхенвалъду
    Входимость: 4. Размер: 31кб.
    Часть текста: доступны посетителям крупных библиотек, его книги, ставшие библиографической редкостью, можно было иной раз увидеть на прилавках букинистических магазинов, его стихи, переписанные или перепечатанные на машинке, передавались из рук в руки... Ходасевич не мог быть забыт, но он был искусственно отгорожен от широкого читателя. Поэтому предваряя публикацию писем поэта к литературному критику Ю. И. Айхенвальду (1872-1928), стоит еще раз напомнить о канве жизни Ходасевича и оценке писателями-современниками его творчества. Владислав Ходасевич родился 29 мая 1886 года в Москве в семье художника и фотографа Фелициана Ивановича Ходасевича - по происхождению поляка. Семья была многодетной, будущий поэт был шестым по счету ребенком. В 1904 году Ходасевич окончил 3-ю московскую классическую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Осенью 1905 года он перешел на историко-филологический факультет, а в 1910 году покинул университет. Главная причина ухода из университета -...