• Приглашаем посетить наш сайт
    Аксаков К.С. (aksakov-k-s.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1911"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 9. Размер: 25кб.
    2. Ночной праздник. Письмо из Венеции.
    Входимость: 8. Размер: 13кб.
    3. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 7. Размер: 58кб.
    4. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 5. Размер: 22кб.
    5. Надсон
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    6. Виктор Гофман
    Входимость: 5. Размер: 17кб.
    7. Письмо Ходасевича Н. И. Петровской. 24 ноября 1911 г.
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    8. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 4. Размер: 81кб.
    9. Игорь Северянин
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    10. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 1 июля (18 июня) 1911 г.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    11. Бунин, собрание сочинений
    Входимость: 3. Размер: 19кб.
    12. Письма Ходасевича
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    13. Письмо Ходасевича М. В. Вишняку. 16 февраля 1925 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    14. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 4.
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    15. Грифцов Б.А.: Державин
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    16. Ходасевич. Некрополь. Конец Ренаты
    Входимость: 2. Размер: 24кб.
    17. Бень Е. М. Письма Ходасевича Ю. И. Айхенвалъду
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    18. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 2.
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    19. Иоганн Вейс и его подруга.
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    20. Ходасевич. Белый коридор. Младенчество
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    21. Ходасевич. Некрополь. Брюсов
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    22. Ходасевич. Некрополь. Сологуб
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    23. Ходасевич. Записная книжка
    Входимость: 2. Размер: 31кб.
    24. Город разлук (в Венеции).
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    25. Портрет
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    26. Из неоконченной повести
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    27. "Juvenilia" Брюсова
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    28. Камер-фурьерский журнал. Год 1931.
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    29. О кинематографе
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    30. Письмо Ходасевича М. А. Волошину. 19 октября 1916 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    31. Федор Сологуб. Тяжелые сны
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    32. Письмо Ходасевича М. А. Фроману. < Декабрь 1925 г. >
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    33. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    34. Досада
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    35. Ущерб
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    36. Все - на писателей!
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    37. Ходасевич. Некрополь. Андрей Белый
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    38. Письмо Ходасевича М. Горькому. <Середина - конец августа 1924 г.>
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    39. Ходасевич. Белый коридор. Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    40. Письмо Ходасевича М. О. Гершензону. 6 августа 1924 г.
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    41. Письмо Ходасевича Г. И. Чулкову. 15 декабря 1921 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    42. Геннадий Евграфов. Путь Ходасевича
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    43. О Гумилеве
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    44. Милому другу
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    45. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    46. Не опубликованное при жизни и неоконченное (комментарии)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    47. Книга о Фете
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    48. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    49. Успокоение
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    50. Из книги "Пушкин". Дядюшка-литератор.
    Входимость: 1. Размер: 22кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 9. Размер: 25кб.
    Часть текста: из них (1983) представляет попытку полного собрания стихотворений поэта, второй том (1990) составили критические статьи и рецензии 1905-1926 гг. В 1989 г. в большой серии "Библиотеки поэта" вышло подготовленное Н. А. Богомоловым и Д. Б. Волчеком первое после 1922 г. отечественное издание стихотворного наследия Ходасевича, состав которого здесь существенно пополнен (по периодике и архивным материалам) в сравнении с первым томом ардисовского издания. После этих двух фундаментальных собраний оригинального стихотворного творчества Ходасевича оно может считаться в основном изданным (хотя, несомненно, состав известной нам поэзии Ходасевича будет расширяться - в частности, одно неизвестное прежде стихотворение 1924 г. - "Зимняя буря", - найденное А. Е. Парнисом в одном из парижских альбомов, публикуется впервые в настоящем издании). Совсем иначе обстоит дело с обширным прозаическим наследием Ходасевича - оно не собрано, не издано, не изучено. Ходасевич писал в разных видах прозы: это мемуарная проза, это своеобразная литературоведческая проза поэта, это опыты биографического повествования на историко-литературной основе, это повседневная литературная критика, какую он вел всю жизнь, наконец, сравнительно редкие обращения к художественной в привычном смысле слова, повествовательной прозе. Из этого большого объема написанного им в прозе сам автор озаботился собрать в книги лишь часть своих историко-литературных работ ("Статьи о русской поэзии", Пб., 1922; "Поэтическое хозяйство Пушкина", Л., 1924; "Державин", Париж, 1931; "О Пушкине", Берлин, 1937), а также девять мемуарных очерков в конце жизни объединил в книгу "Некрополь" (Брюссель, 1939). В осуществленный Н. Н. Берберовой посмертный сборник ("Литературные статьи и воспоминания", Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954; новое издание - "Избранная проза", Нью-Йорк, 1982) вошли лишь избранные критические статьи и мемуарные очерки из множества рассеянных по зарубежной русской...
    2. Ночной праздник. Письмо из Венеции.
    Входимость: 8. Размер: 13кб.
    Часть текста: лепит она несуразные домики из грубого, серого камня, а выходит прекрасно: прихотливо громоздятся крыши над крышами, выступают углы, вьются улички, повисают мосты над ручьями, бегущими с гор. Выше, там, где кипарисы колоннадой обступили тесное кладбище, высится колокольня невидимой церкви. Еще выше - виноградник от оливы к оливе перекинул плавные свои гирлянды. Под вечер желтая звезда загорается над дальней густо-зеленой пальмой. Полуголые ребятишки копошатся в дорожной пыли, кричит запоздалый мул, влача громоздкую телегу на двух колесах. А там, внизу - темно-синей равниной простерлось море. В полдень, когда, раскалясь миллионами искр, трепещет прибрежный гравий, то же самое солнце, что в церквах и музеях сжигает картины Джотто и Тинторетто, - это же солнце яркими пятнами вспыхивает на размалеванных ставнях, на пестрых лохмотьях, вывешенных из окон, на черных кудрях рыбаков. Далекие паруса розовеют у горизонта, жемчужными кажутся горы, замкнувшие соседнюю бухту, смуглеют тела купальщиков... Каждый миг новую несет красоту взамен отцветающей старой. Нет, не уйти, не укрыться Италии от неизбежной ее прелести! То по причудливым склонам гор, то по прибрежной скале, то на десятках крохотных островков, заброшенных в туманную лагуну, строит она свои города. В карманах ее обнищавших сынов звенят монеты всех стран. В угоду...
    3. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 7. Размер: 58кб.
    Часть текста: еще немало прекрасных произведений, но вряд ли прибавят какие-либо существенно новые черты к сложившемуся уже облику школы. Ее историческая роль еще далеко не сыграна. Можно сказать, что она едва начинается. Мы не беремся предугадать, по какому пути пойдет отныне русская поэзия, но несомненно лишь то, что судьба ее уже передается в руки следующего поколения. Нечего и говорить о первых шагах Бальмонта, о ранних стихах Брюсова и Зинаиды Гиппиус, о творчестве Коневского и Добролюбова: для молодежи, едва вступающей на поэтическое свое поприще, даже времена "Скорпиона" и "Весов" - уже история. Начинающие поэты изучают Брюсова, как некогда Брюсов изучал Баратынского. Учатся они вообще добросовестно, но чему будут учить сами - неизвестно. Их самостоятельные слова все еще в будущем. Подводить итоги прошлому - не наша задача. Для предсказаний будущего у нас слишком мало данных. Поэтому - да не посетует читатель, если статья наша явится лишь обзором наиболее примечательных стихотворных сборников, вышедших за последние два года, то есть за тот период, когда успел возникнуть и до некоторой степени...
    4. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 5. Размер: 22кб.
    Часть текста: новостей". АЙХЕНВАЛЬД, Юлий Исаевич (1872-1928). Критик, автор "Силуэтов русских писателей". Он был выслан из России в 1922; стал главным лит. критиком берлинской газеты "Руль". Написал интересные рецензии о книгах В.Х. АКСЕЛЬРОД-ОРТОДОКС, Любовь Исааковна (1868-1946). Соц. демократка, меньшевичка. Участвовала в "Искре". Одна из основателей группы "Освобождение труда", член плехановской группы "Единство". Автор книг по философии ("Против идеализма"), о литературе ("Мораль и красота в произведениях О. Уайльда", "Развитие мировоззрения Толстого") и "Воспоминаний". Вышли четыре издания ее "Философских очерков". АЛДАНОВ, Марк Александрович (1889-1957). Известный эмигрантский писатель, автор исторических романов. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, Василий Дмитриевич (1897-1934). Пролетарский поэт, род. в крестьянской семье. С 11 лет в Москве, печатался с 1913. В годы революции его стихи появлялись в "Правде", "Известиях" и пр. Член "Кузницы". АНДРЕЕВА, Мария Федоровна(1868?-1953). Актриса МХТ, член партии, личный друг Ленина; с 1903 - вторая жена М. Горького. В окт. 1918 возглавила "Отдел театров и зрелищ Областного Наркомпроса Союза коммун Северной области". Этой осенью, в "Театре трагедий" Ю.М. Юрьева в Цирке Чинизелли, она играла роль Леди Макбет (8 представлений). Под руководством М.Ф.А. "и ее заместителя по ПТО П.П. Крючкова" осуществлялись массовые зрелища, в том числе и "Блокада России" (1920), зав. худ. частью которого была В.М. Ходасевич. Весной 1921 года выехала из Петрограда в Германию с П.П. Крючковым по делам Торгпредства. БАЛТРУШАЙТИС, Юргис Казимирович (1873-1944). Поэт, переводчик, сотрудник символистских журналов. Род. в...
    5. Надсон
    Входимость: 5. Размер: 44кб.
    Часть текста: и песни о быте проистекают в действительности из того же религиозного источника, как и песни о бытии. Жрец и воин - не две различные касты, но лишь две формы одного служения, две ступени одного посвящения. Но одни люди становятся жрецами, другие - воинами. Пушкин, солнце русской поэзии, равно понимал и то и другое, завещав нам две формулы. Из них первая: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв, - а вторая - О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне в удел витийства грозный дар! В этих последних словах о грозном даре витийства жреческая повязка сменяется шлемом воина. Все поэты - рыцари одного ордена. Как бы творчество одного из них ни разнилось от творчества другого, - при встрече оба поймут и узнают друг друга по тайным знакам, которые ведомы лишь посвященным. Ибо жрец знает, что вера его мертва, если нет любви, а любовь воина зиждется на его вере. Таково двуединство поэзии. Отнюдь не разделяя самих поэтов на два непримиримых стана, она дает в то же время возможность критику одних причислить к молящимся, других - к призывающим. Обращаясь к Надсону, мы с уверенностью можем сказать, что по содержанию своей поэзии он должен быть отнесен к поэтам второй категории. Сравним его хотя бы, например, с Фетом, которого творчество - такой несомненный и полный образчик служения жреческого. Насколько взор Фета упорно устремлен к небу, настолько же глаза Надсона непрестанно обращены к земле, к житейской судьбе человека. Я позволю себе напомнить вам целиком одно из самых замечательных стихотворений Фета и одно стихотворение Надсона - стихотворение, в котором всего яснее сказалось его отношение к природе, нас окружающей. Вот стихотворение Фета - строки, составляющие вступление к "Вечерним огням": Измучен жизнью, коварством надежды, Когда им в битве порой уступаю, И днем, и ночью смежаю я...
    6. Виктор Гофман
    Входимость: 5. Размер: 17кб.
    Часть текста: ГОФМАН К двадцатипятилетию со дня смерти В тесном кафэ на бульваре Сен-Мишель гремят ложки и блюдца, мечется гарсон, на пыльных диванах примостились парочки. Рыжеватая женщина перекинула ногу в розовом чулке через колено щуплого молодого человека. Не обращая внимания, он продолжает с приятелем партию в трик-трак. Две серокрылые вечерние бабочки вьются у электрической лампы. "Хожу в здешнюю публичную библиотеку... Как странно потом попасть на наш бульвар, где живу я и где маленькие люди веселятся и любят". Это писал двадцать пять лет тому назад поэт Виктор Гофман об этом самом бульваре. В этом же доме No 43 он жил и умер. Бывал, вероятно, и в этом кафэ. Гофмана я знал очень юным. Мы учились в одной гимназии. Когда познакомились, ему было 17, мне - 15. Он был в седьмом классе, а я в шестом. Сблизили нас стихи. Вот он сидит на краю парты. Откинутая назад голова втянута в плечи. Резко очерчено острое колено. У Гофмана худощавые руки и словно девическая ступня с высоким подъемом, плавно изогнутая. Весь он легкий. Курчавые тонкие волосы, прищуренные глаза с длинными ресницами и всегда немного дрожащее пенсне в роговой оправе. Тихим голосом, слегка в нос, он читает стихи. Читает уже нараспев, как все новые поэты. 1902-1903 годы. Я смотрю на Гофмана снизу вверх. Мало того, что он старше меня и его стихи много лучше. Он уже печатается в журналах, знаком с Бальмонтом, бывает у Брюсова. Брюсов взял у него три стихотворения для "Северных Цветов". В "Грифе" тоже стихи Гофмана. О таких вещах я еще даже и не мечтаю... Гофман был в обращении мягок, слегка капризен. Было в нем много женственного. Он вырос с девочками, играя в куклы. О кукле же написал двенадцати лет свои первые стихи: "Больное дитя". Отпечаток этого детства сохранился на нем до конца. Злой ...
    7. Письмо Ходасевича Н. И. Петровской. 24 ноября 1911 г.
    Входимость: 5. Размер: 8кб.
    Часть текста: быть добрая. Ну вот, со мной добры, очень просто добры и нежны, по-человечески, не по-декадентски. Ныне живу, тружусь и благословляю судьбу за мирные дни. И еще. Все ставки - роковые. Миллионер, ставящий на карту копейку и проигрывающий ее, - совершает шаг роковой, ибо уже ничто, никакие выигрыши в мире этой копейки ему не вернут, и разорится он в конце концов от того, что проиграл ее. Но все же весело играть не по копейке, а делая ставки решительные. Весело знать - день ото дня непоправимее запутываешь узлы - свои и чужие. Напишите мне все, что думаете, не браните меня и знайте, что я люблю Вас больше, чем всех других людей вместе. Если бы Вы знали, как я обрадовался, прочтя хорошие, милые слова в начале Вашего письма. Будьте здоровы, поправляйтесь - и мы еще поживем. А на старости будем разводить тюльпаны и жить в добром захолустном согласии. Знаете ли Вы, что все это время я, почти не переставая, помню о Вас. И мне очень хотелось бы, чтобы Вы, Вы, Вы меня любили. Сегодня утром умер мой отец 2 . Фелицианы кончились. На днях был у меня Валерий Яковлевич 3 . Не знаю, сделал ли он это в укор "семье" или еще почему, - но я рад не враждовать с ним. Я не любил его за Вас - это Вы знаете. Но тогда, на вокзале, понял многое. Он мне понравился по-человечески. Может быть, так и надо. Будьте здоровы, пожалуйста, будьте здоровы. Да лечитесь, как паинька. Может быть, вообще надо жить паиньками. То есть паиньками, паиньками, а потом - трах! - взять да и выкинуть...
    8. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 4. Размер: 81кб.
    Часть текста: литературную хронику. 2. "Вторники" - вечера Московского литературно-художественного кружка (1898-1920). В. Ходасевич был активным участником кружка с гимназических времен. В очерке "Московский литературно-художественный кружок" он писал: "... я был, подобно другим, уверен, что в нем совершаются важные литературные события. Сперва нелегально, потом на правах гостя, потом в качестве действительного члена побывал я на бесчисленном количестве вторников и чьих только докладов не слышал. ... Тогда все это казалось ужасно значительно и нужно - на поверку вышло не так. ... Для серьезной беседы аудитория Кружка была слишком многочисленна и пестра." (В. Ходасевич "Литературные статьи и воспоминания". Изд-во им. Чехова, Нью-Йорк, 1954). 3. Общество свободной эстетики или Эстетика (1906-1917) - литературно-художественное общество, одним из руководителей которого был В. Я. Брюсов. Он и пригласил И. Северянина в Эстетику в декабре 1912 г. Об этом вечере В. Ходасевич пишет в следующем письме. 4. В декабре 1912 г. в "Русской молве" напечатаны стихи В. Ходасевича "Прогулка", "Досада", в январе 1913 - "Ворожба". 5. Одинокий (наст. фамилия Тиняков Александр Иванович) (1886-1932). Поэт, литературный критик, автор трех сборников стихов: "Navis nigra" ("Черный корабль"), М., изд-во "Гриф"; "Треугольник. Вторая книга стихов. 1912-1921", П., изд-во "Поэзия", 1922 г. и "Ego sum qui sum" ("Аз есмь сущий"). Третья книга стихов. 1921-1922 гг.", Л., Изд. автора, 1924. Подробнее о нем см. Послесловие. 6. В рецензии на первую книгу стихотворений А. И. Тинякова "Navis nigra" В. Ходасевич писал: "Подчиненность творчества г. Брюсову является главным недостатком всей книги. Ее безусловное достоинство - подлинный лиризм автора. Можно сочувственно или враждебно относиться к идеям г. Тинякова, но нельзя не признать, что он никогда не опускается до холодного выдумывания стихов, до писания ради писания, до стихотворного жонглерства, получившего столь широкое...
    9. Игорь Северянин
    Входимость: 3. Размер: 6кб.
    Часть текста: известна. Книги свои он печатает в самом ограниченном количестве экземпляров, и достать их почти невозможно. Ждали "ужасов", но их не было. Были стихи несомненно даровитого, несомненно смелого и подлинного поэта, но те, кто ждал от Игоря Северянина чего-то невероятного, какого-то почти "чуда", - те были разочарованы. Игорь Северянин не свалился с Луны, не вышел из морской пены, не родился из головы Зевса, как Паллада Афина. У него есть определенная поэтическая родословная. "Футурист" - он, тем не менее, сам готов признать влияние, оказанное на него уже скончавшимися поэтами: Миррою Лохвицкою и Фофановым. Критика, которой еще только предстоит высказаться об Игоре Северянине, несомненно, прибавит сюда еще несколько имен, и прежде всего - Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова в начале его поприща, а может быть, и безвременно погибшего Виктора Гофмана. Даже самый способ, каким Игорь Северянин читает свои стихи, тоже имеет недавних предшественников: Андрей Белый успел уже его использовать и оставить. Если футуризм Игоря Северянина - только литературная школа, то надо отдать справедливость: чтобы оправдать свое имя, ей предстоит сделать еще очень многое. Строго говоря, новшества ее коснулись пока одной только этимологии. Игорь Северянин, значительно расширяющий рамки обычного словообразования, никак еще не посягнул даже на синтаксис. Несколько синтаксических его "вольностей" сделаны, очевидно, невольно, так как...
    10. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 1 июля (18 июня) 1911 г.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    Часть текста: в кафэ, "Milano", где вертлявая и раскрашенная итальянка поит нас кофе. Потом - полчаса у моря, а потом спать. Верх разнообразия - красное вино в каком-нибудь придорожном кабачке, из тех, куда даже во время сезона не ступает нога чужестранца. Там вокруг сонного хозяина галдят или шепчутся (одно из двух) три-четыре итальянца, полуголых и похожих на бандитов. (Сей родительный падеж неудачно заимствован из польского языка. Прости.) Таковы впечатления чахоточного. Здоровый гражданин, трепеща перед Вашей Светлостью, заявляет, что Италия - страна божественная. Только все - "совсем не так". О Ренессансе хлопочут здесь одни русские. Здешние знают, что это все было, прошло, изжито, и ладно. Видишь ли: одурелому парижанину русский стиль щекочет ноздри, но мы ходим в шляпах, а не в мурмолках, Василия Блаженного посещаем вовсе не каждый день, и даже новгородский предводитель дворянства, с которым я очень знаком, не плачет о покорении Новгорода. Здесь в каждом городе есть памятник Гарибальди и via Garibaldi. Этим все сказано. Ежели бы российские италиелюбы были поумнее, они бы из этого кое-что смекнули. Итальянцы нынешние не хуже своих предков - или не лучше. Господь Бог дал им их страну, в которой что ни делай - все выйдет ужасно красиво. Были деньги - строили дворцы, нет денег - взгромоздят над морем лачугу за лачугой, закрутят свои переулочки, из окна на ветер вывесят рыжие штаны либо занавеску, а вечером зажгут фонарь - Боже ты мой, как прекрасно! 2 В Генуе новый пассаж, весь из гранита. Ничего в нем нет замечательного, - а вот ты попробуй-ка из гранита сделать так, чтобы некрасиво было: ведь это уже надо нарочно стараться. А у нас - ежели ты уж очень богат, ну, тогда можешь пустить мраморную облицовочку,...