• Приглашаем посетить наш сайт
    Вересаев (veresaev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1913"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 41. Размер: 81кб.
    2. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 18. Размер: 58кб.
    3. Стихи Нелли (Брюсов)
    Входимость: 8. Размер: 8кб.
    4. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    5. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 2 мая 1913 г.
    Входимость: 6. Размер: 5кб.
    6. Памяти Эмиля Верхарна
    Входимость: 5. Размер: 10кб.
    7. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    8. "Juvenilia" Брюсова
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    9. Близкая даль
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    10. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому
    Входимость: 3. Размер: 88кб.
    11. Зорин А.Л.: Книга Ходасевича "Державин"
    Входимость: 3. Размер: 71кб.
    12. Мыши
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    13. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. И. Андреева - послесловие
    Входимость: 3. Размер: 57кб.
    14. Игорь Северянин и футуризм
    Входимость: 3. Размер: 32кб.
    15. Игорь Северянин
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    16. Перельмутер В.: Биобиблиографическая справка (Ходасевич В. Ф.)
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    17. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 9 февраля 1915 г.
    Входимость: 2. Размер: 7кб.
    18. Письмо Ходасевича Г. И. Чулкову. 16 апреля 1914 г.
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    19. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    20. О Гумилеве
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    21. Ходасевич. Некрополь. Брюсов
    Входимость: 2. Размер: 46кб.
    22. Письма Ходасевича К. Ф. Некрасову
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    23. Тайна Императора Александра I (Лев Любимов)
    Входимость: 2. Размер: 16кб.
    24. Письмо Ходасевича А. И. Тинякову. [6 мая 1915 г.]
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    25. Из неоконченной повести
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    26. Письма Ходасевича
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    27. Вечер ("Красный Марс восходит над агавой...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    28. Акробат
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    29. Камер-фурьерский журнал. Указатель литературных произведений
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    30. Ни сны, ни явь (памяти Блока)
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    31. О кинематографе
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    32. * * * ("Когда почти благоговейно...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    33. О форме и содержании (З. Н. Гиппиус, Т. Таманин)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    34. Ситцевое царство
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    35. Сб. Товарищества "Знание". книга 7 (Горький)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    36. Ходасевич. Некрополь. Конец Ренаты
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    37. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 3 апреля 1919 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    38. О Пушкине. Кощунства
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    39. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    40. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    41. Письма В.Ф. Ходасевича к В.Я. Ирецкому
    Входимость: 1. Размер: 81кб.
    42. "Erotopaegnia" Брюсова
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    43. Ходасевич. Некрополь. Есенин
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    44. Зима
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    45. Февраль
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    46. Петербурские повести Пушкина
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    47. Памяти Б. А. Садовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    48. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 25 марта 1909 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    49. Ходасевич. Белый коридор. София Парнок
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    50. О формализме и формалистах
    Входимость: 1. Размер: 18кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 41. Размер: 81кб.
    Часть текста: В. Ходасевич и Б. Садовской печатали свои произведения. No 2 1. "Русская молва" - газета, начавшая выходить 9 декабря 1912 г. в Петербурге. В создании ее принимал участие А. Блок (см. Дневники А. Блока за ноябрь-декабрь 1912 г.). Борис Садовской был приглашен заведовать литературным отделом и предложил В. Ходасевичу вести Московскую литературную хронику. 2. "Вторники" - вечера Московского литературно-художественного кружка (1898-1920). В. Ходасевич был активным участником кружка с гимназических времен. В очерке "Московский литературно-художественный кружок" он писал: "... я был, подобно другим, уверен, что в нем совершаются важные литературные события. Сперва нелегально, потом на правах гостя, потом в качестве действительного члена побывал я на бесчисленном количестве вторников и чьих только докладов не слышал. ... Тогда все это казалось ужасно значительно и нужно - на поверку вышло не так. ... Для серьезной беседы аудитория Кружка была слишком многочисленна и пестра." (В. Ходасевич "Литературные статьи и воспоминания". Изд-во им. Чехова, Нью-Йорк, 1954). 3. Общество свободной эстетики или Эстетика (1906-1917) - литературно-художественное общество, одним из руководителей которого был В. Я. Брюсов. Он и пригласил И. Северянина в Эстетику в декабре 1912 г. Об этом вечере В. Ходасевич пишет в следующем письме. 4. В декабре 1912 г. в "Русской молве" напечатаны стихи В. Ходасевича "Прогулка", "Досада", в январе 1913 - "Ворожба". 5. Одинокий (наст. фамилия Тиняков Александр Иванович) (1886-1932). Поэт, литературный критик, автор трех сборников стихов: "Navis nigra" ("Черный корабль"), М., изд-во "Гриф"; "Треугольник. Вторая книга стихов....
    2. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 18. Размер: 58кб.
    Часть текста: ранних стихах Брюсова и Зинаиды Гиппиус, о творчестве Коневского и Добролюбова: для молодежи, едва вступающей на поэтическое свое поприще, даже времена "Скорпиона" и "Весов" - уже история. Начинающие поэты изучают Брюсова, как некогда Брюсов изучал Баратынского. Учатся они вообще добросовестно, но чему будут учить сами - неизвестно. Их самостоятельные слова все еще в будущем. Подводить итоги прошлому - не наша задача. Для предсказаний будущего у нас слишком мало данных. Поэтому - да не посетует читатель, если статья наша явится лишь обзором наиболее примечательных стихотворных сборников, вышедших за последние два года, то есть за тот период, когда успел возникнуть и до некоторой степени определиться так называемый "футуризм" - течение, в котором одно время видели возможного преемника ныне господствующей школы. 2 Бесспорно, одна из самых значительных книг за этот период - "Cor ardens" Вячеслава Иванова {Вяч. Иванов. Cor ardens. Ч. I. M. 1911. К-во "Скорпион". Ч. II. М. 1912. К-во "Скорпион". Ц. за оба тома 3 р. 50 к.}. В 1912 году вышел второй том ее, завершающий собрание стихов, писавшихся приблизительно в течение последних семи лет, то есть как раз в те годы, когда творчество поэта наиболее привлекало к себе внимание ценителей поэзии. Теперь, когда все эти стихи, ранее появлявшиеся частями в альманахах и периодических изданиях, собраны вместе, "Cor ardens" хочется сравнить с венецианским собором св. Марка. Не верится, что эта книга - создание одного человека; кажется, будто она, подобно венецианскому собору, слагалась веками, что каждая деталь ее имеет свою собственную историю, совершенно обособленно протекавшую вплоть до того момента, когда воля...
    3. Стихи Нелли (Брюсов)
    Входимость: 8. Размер: 8кб.
    Часть текста: устойчивость образов. Ведь читатель, конечно, согласится с нами, что стихи женщин, обладая порою совершенно особенной, им только свойственной прелестью, в то же время неизменно уступают стихам мужским в строгости формы и силе выражения. Пожалуй, даже именно здесь таится значительная доля их своеобразного очарования. От этого правила не ушли такие поэтессы, как Каролина Павлова, гр. Ростопчина, Лохвицкая и даже Зинаида Гиппиус. Но вот Нелли является исключением. И это еще раз заставляет обратить на нее внимание. Таким же неоспоримым достоинством, как совершенство стиха, нужно признать в поэзии Нелли ее острое чувство современности. Мне уже приходилось читать и слышать, что стихи Нелли будто бы даже "футуристичны". Но именно "футуризма" я никак не могу усмотреть в них. Стихи Нелли можно назвать поэзией сегодняшнего дня, но уж никак не завтрашнего. Нелли ни к чему не зовет, ничего не предсказывает. Ей дорого только то, что сейчас, вот в эту минуту, происходит в ней и вокруг нее. Ей нравится полное соответствие между ее переживаниями и всей окружающей обстановкой. Завтра, когда внешние формы жизни изменятся, хотя бы даже так, как хотят того футуристы, - Нелли уже лишится этого полного соответствия и, может быть, станет брюзжать и сердиться, а нынешние стихи ее хоть и останутся хорошими, но уже будут несовременны. В этом отношении она разделит участь Игоря Северянина и других русских футуристов, кроме тех, которые пишут на языке "дыр был шур". Эти не устареют, ибо еще...
    4. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 7. Размер: 25кб.
    Часть текста: вышли два тома этого издания (из пяти предполагаемых): первый из них (1983) представляет попытку полного собрания стихотворений поэта, второй том (1990) составили критические статьи и рецензии 1905-1926 гг. В 1989 г. в большой серии "Библиотеки поэта" вышло подготовленное Н. А. Богомоловым и Д. Б. Волчеком первое после 1922 г. отечественное издание стихотворного наследия Ходасевича, состав которого здесь существенно пополнен (по периодике и архивным материалам) в сравнении с первым томом ардисовского издания. После этих двух фундаментальных собраний оригинального стихотворного творчества Ходасевича оно может считаться в основном изданным (хотя, несомненно, состав известной нам поэзии Ходасевича будет расширяться - в частности, одно неизвестное прежде стихотворение 1924 г. - "Зимняя буря", - найденное А. Е. Парнисом в одном из парижских альбомов, публикуется впервые в настоящем издании). Совсем иначе обстоит дело с обширным прозаическим наследием Ходасевича - оно не собрано, не издано, не изучено. Ходасевич писал в разных видах прозы: это мемуарная проза, это своеобразная литературоведческая проза поэта, это опыты биографического повествования на историко-литературной основе, это повседневная литературная критика, какую ...
    5. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 2 мая 1913 г.
    Входимость: 6. Размер: 5кб.
    Часть текста: Вал. Як. оборвал ему уши. Он чуть не плакал (буквально) и в припадке отчаяния заявил, что "Брюсов вечно все подтасовывает". Тот, кажется, даже не рассердился. В минувший понедельник Тастевен читал публичную лекцию о новых течениях 2 . Я ему возражал, и (что поразительно!) даже не плохо: футуристам загнул салазки. Затеял я нечто: оно может мне принести: 1) удовольствие работы, 2) монеты и 3) печальную славу черносотенца, вроде Вашей. Сообщу Вам по секрету тему: Принц Гамлет и император Павел 3 . Я о Павле читал порядочно, и он меня привлекает очень. О нем (психологически) наврано много. Хочется слегка оправдать его. Стал я читать, удивляясь, что никому не приходило в голову сравнить его с Гамлетом. И вдруг узнал, что в 1781 г., в Вене, какой-то актер отказался играть Гамлета в его присутствии. Нашел и еще одно косвенное подтверждение того, что кое-кто из современников догадывался о его "гамлетизме". Потомки произвели его в идиоты и изверги. Если голод не помешает - летом поработаю. Если мысли мои подтвердятся - осенью выступлю с "трудом". Но пожалуйста - никому об этом ни слова: у меня украли уже несколько тем. Что Вы делаете, т.е. пишете, и главное - как живете? Я потому говорю: главное - что писать по нынешним временам стали все, - а вот ты поди поживи! Живем-то одни мы, старики. Когда в Москву? Думаете ли Вы, что я могу обойтись без просьбы? Дело вот в чем. Я еще 11 апреля послал Чацкиной 4 несколько стихотворений "на выбор", как она просила. Она до сих пор молчит, и я не знаю, какие стихи мои пойдут в ее журнале, какие не пойдут. А я бы их куда-нибудь отдал (т.е. которые ей не нравятся)....
    6. Памяти Эмиля Верхарна
    Входимость: 5. Размер: 10кб.
    Часть текста: О, я спешу сделать всевозможные оговорки! Император австрийский далеко не был "светочем человечества", вряд ли много найдется почитателей его памяти, но все-таки хоть и без сожаления, а все же не сразу свыкаешься с мыслью, что "старого Франца" нет на земле. Мы привыкли жить в старом мире. Ныне, "в железной колыбели", рождается новый, к которому, пожалуй, привыкать станут только наши внуки. Но уже последние из тех, чьи имена неразрывно связаны с нашей эпохой, как будто один за другим спешат уходить. Толстой ушел первый, точно в предчувствии. А теперь, в самый разгар мирового пламени, всего лишь на протяжении нескольких дней, мы узнали, что нет больше ни Франца-Иосифа, ни Сенкевича, ни Верхарна, - быть может, величайшего из современных поэтов. У судьбы есть своя логика. Ей, вероятно, нужно было, чтобы 14/27 ноября в 4 часа 41 минуту дня, садясь на вокзале Руана в уже отходящий поезд, Эмиль Верхарн сорвался с подножки вагона, попал под колеса и был задавлен. Может быть, есть какая-то высшая правда в том, что ему суждено было видеть разгром родной Бельгии - умереть в тот миг, когда (веруем!) ее воскресение уже близко. Может быть, он должен был умереть вместе со старой Бельгией и в предвидении новой,...
    7. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: "Плеяды". М. 1916. Стр. 86. Ц. 1 р. 25 к. - Его же. Быстрь. Монологическая драма. Изд. "Плеяды". М. 1916. Стр. 40. Ц. 1 р.) Хорошо ли это, плохо ли, - вопрос другой: но приходится признать, что после смерти Лермонтова центральное место в русской поэзии окончательно заняла лирика. Даже у наиболее значительных поэтов после-лермонтовской поры эпос и драма в подавляющем большинстве случаев уступают лирике и количественно, и качественно. Фет и Тютчев - примеры наиболее выразительные: всем известно, насколько поэмы Фета слабее его же лирики; что касается Тютчева, то он просто прошел мимо эпоса, вовсе не испробовав своих сил в этой области. К ныне переживаемым дням преобладание лирики достигло, кажется, высшей степени. По некоторым данным можно предполагать, что в недалеком будущем положение дел начнет изменяться, но сейчас оно, несомненно, таково. Из авторов, перечисленных в подзаголовке этой статьи, г. Шершеневич является представителем самого молодого течения русской поэзии. Его "монологическая драма" - в действительности чистейшая лирика, так как состоит из ряда лирических монологов, объединенных местом и временем, но не действием. Именно поэтому она вовсе и не "драма". Другой из названных авторов, г. Садовской, издал в...
    8. "Juvenilia" Брюсова
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    Часть текста: каков бы ни был круг его идей и переживаний - для каждого беспристрастного читателя давно уже ясно, что имя Брюсова никогда не будет забыто историей. Хотя символизм, в смысле литературной школы, и не одному Брюсову обязан своим развитием и своим отныне неодолимым влиянием на последующую нашу поэзию, - несомненно, однако же, что именно Брюсов был его истинным зачинателем. Литературная деятельность некоторых адептов школы хронологически началась раньше деятельности Брюсова, но все они пришли к символизму не сразу, а постепенно. Брюсов начал с него - и символизм начался Брюсовым. Такова его неотъемлемая, уже историческая заслуга. Если бы, кроме стихов, написанных в первый период его поэтической деятельности {Валерий Брюсов. Полное собрание сочинений и переводов. Том I. - Юношеские стихотворения. - Chefs d'OEuvre. - Me eum esse. - (Стихи 1892-1899 гг.) СПб. Изд. "Сирин". 1913. С. XI-207. Ц. 1 р. 75 к.}, Брюсов не написал ничего, то и одной этой книги было бы достаточно, чтобы нельзя было говорить о русской поэзии, не упоминая имени Брюсова. Легко пророчествовать post factum. Ранние стихи Брюсова были осмеяны, но теперь найдется, конечно, немало осторожных людей, которые в его юношеских опытах сумеют открыть "черты будущего гения" или что-нибудь в этом роде. Они снисходительно простят Брюсову его первоначальные опыты... Мы не станем оправдывать "juvenilia" Брюсова позднейшими его созданиями. Предположим, что в 1899 году Брюсов замолк навсегда и что им написана одна только эта книга. ...
    9. Близкая даль
    Входимость: 3. Размер: 18кб.
    Часть текста: - и т. д. Читая воспоминания о минувшей России, мы воскрешаем памятью все то счастливое и прекрасное, чему были свидетели, - ив этом находим род мучительной радости. В сущности, то же самое, лишь в иной окраске, мы обретаем даже тогда, когда мемуарист касается не счастливой, а вовсе несчастной и даже трагической поры, пережитой недавно. "Память оптимистична", - читаем в учебнике психологии. Действительно, она старается сохранить преимущественно приятное, забыть тяжелое. Психология практическая, каждодневная, учит нас истине еще более своеобразной: память не только умеет забывать дурное: он обладает способностью это дурное скрашивать и даже в какой-то степени и в каком-то смысле делать приятным. "Что пройдет, то будет мило": даже минувшие горести нам становятся чем-то милы в воспоминании. Разумеется, октябрьский переворот, как и все, что за ним последовало, никогда не станет нам "мил" в прямом и буквальном смысле. И все-таки нельзя отрицать, что очень своеобразное, ибо мучительное, удовлетворение мы находим в воспоминаниях даже и об этой поре. Это, конечно, потому и за то, что она уже принадлежит прошлому. И замечательно, что это опять же не потому только, что она уже, слава Богу, прошла, но еще и потому, что она, увы, прошла. Несколько лет тому назад, в Берлине, компания моих друзей, недавно покинувших советскую Россию (причем один из них в последнюю минуту бежал от ареста и, быть может, расстрела), - решила устроить "ужин по-петербургски". Купили какой-то зловонной рыбы, заменявшей классическую воблу; на второе была пшенная каша без масла; на третье - морковный чай. Не...
    10. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому
    Входимость: 3. Размер: 88кб.
    Часть текста: на очень высокой ступени взаимное человеческое общение. Т.е. дружба, знакомство всегда построены на самом значительном в человеке, на самых высоких сторонах ума и души, так что жизнь держится на высокой ступени напряжения сознательной волей и этим облагораживается весь человек и выявляется подлинная жизненная, необходимая сущность человека; все это создано сознательно, и это прекрасно, т.к. является подлинным творчеством жизни, углублением ее, расширением. Не знаю, понятно ли я говорю. Вспоминается почему-то отношение Владислава к тебе. Думаю, что ты коснулась с высоты такой же высокой точки в нем, которая для тебя достижима - и только она достижима. <...> Помню отзывы о нем Марины, Грифцова. Это был для них человек холодный, чопорный, равнодушный насмешник, мелкоозлобленный, с печатью безалаберной молодости, с пристрастием к ссорам и тяжбам. И вот опять он: искренний, с призванием к подлинной дружбе, умеющий хорошо возмутиться, постоять за других." 6-VII-1919 ПИСЬМА В. Ф. ХОДАСЕВИЧА Б. А. САДОВСКОМУ (1906,1912-1920) 1 (На бланке журнала "Золотое руно") 23.II.1906 г. Милостивый Государь Борис Александрович! Сергей Алексеевич 1 просит Вас доставить ему возможно скорее рецензию о книге Кони. В. Ходасевич 2 Знаменка, 15, кв. 19 6/XII 912 Многоуважаемый Борис Александрович. Очень признателен Вам за внимание. Буду, конечно, участвовать в "Русской молве" 1 с удовольствием. Только я не...