• Приглашаем посетить наш сайт
    Герцен (gertsen.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1914"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 24. Размер: 81кб.
    2. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 18. Размер: 58кб.
    3. Игорь Северянин и футуризм
    Входимость: 11. Размер: 32кб.
    4. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. И. Андреева - послесловие
    Входимость: 10. Размер: 57кб.
    5. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 3.
    Входимость: 7. Размер: 49кб.
    6. Перельмутер В.: Биобиблиографическая справка (Ходасевич В. Ф.)
    Входимость: 6. Размер: 11кб.
    7. Литературная критика 1906-1922.
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    8. Письмо Ходасевича А. И. Тинякову. [6 мая 1915 г.]
    Входимость: 6. Размер: 9кб.
    9. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 27 августа 1914 г.
    Входимость: 6. Размер: 6кб.
    10. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 5. Размер: 38кб.
    11. С. Бочаров. "Памятник" Ходасевича
    Входимость: 5. Размер: 127кб.
    12. Письмо Ходасевича Г. И. Чулкову. 16 апреля 1914 г.
    Входимость: 4. Размер: 5кб.
    13. Ходасевич. Некрополь. Брюсов
    Входимость: 4. Размер: 46кб.
    14. Не собранное в книги
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    15. Бень Е. М. Письма Ходасевича Ю. И. Айхенвалъду
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    16. Письмо Ходасевича Ю. И. Айхенвалъду. 28 октября 1926 г.
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    17. Памяти Эмиля Верхарна
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    18. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 2.
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    19. Письма Ходасевича
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    20. Письмо Ходасевича В. И. Иванову. 21 января 1925 г.
    Входимость: 3. Размер: 8кб.
    21. "Juvenilia" Брюсова
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    22. Анна Ходасевич. Из воспоминаний
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    23. Зорин А.Л.: Книга Ходасевича "Державин"
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    24. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    25. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 1.
    Входимость: 2. Размер: 48кб.
    26. Письмо Ходасевича М. М. Карповичу. 7 апреля 1926 г.
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    27. Все - на писателей!
    Входимость: 2. Размер: 18кб.
    28. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 4.
    Входимость: 2. Размер: 50кб.
    29. Из переписки В.Ф. Ходасевича с Мережковскими. В.Ф. Ходасевич - З.Н. Гиппиус
    Входимость: 2. Размер: 44кб.
    30. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    31. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 5.
    Входимость: 2. Размер: 59кб.
    32. Грифцов Б.А.: Державин
    Входимость: 2. Размер: 33кб.
    33. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 9 августа 1915 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    34. Из мышиных стихов
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    35. Из книги "Пушкин". Начало жизни.
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    36. Камер-фурьерский журнал. Указатель периодических изданий
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    37. Ходасевич. Белый коридор. Сологуб
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    38. * * * ("Пыль. Грохот. Зной. По рыхлому асфальту...")
    Входимость: 1. Размер: 2кб.
    39. Стихи Нелли (Брюсов)
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    40. Федор Сологуб. Тяжелые сны
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    41. Е. Гуро. Небесные верблюжата
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    42. Надсон
    Входимость: 1. Размер: 44кб.
    43. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 10 февраля 1920 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    44. Письмо Ходасевича Г. И. Чулкову. 15/28 декабря 1914 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    45. Не опубликованное при жизни и неоконченное (комментарии)
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    46. Авиатору
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    47. Письмо Ходасевича М. О. Гершензону. 17 декабря 1924 г. - 1 января 1925 г.
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    48. София Парнок. Стихотворения
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    49. Ходасевич. Некрополь. Андрей Белый
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    50. Письмо Ходасевича М. В. Вишняку. 12 августа 1929 г.
    Входимость: 1. Размер: 4кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 24. Размер: 81кб.
    Часть текста: в Петербурге. В создании ее принимал участие А. Блок (см. Дневники А. Блока за ноябрь-декабрь 1912 г.). Борис Садовской был приглашен заведовать литературным отделом и предложил В. Ходасевичу вести Московскую литературную хронику. 2. "Вторники" - вечера Московского литературно-художественного кружка (1898-1920). В. Ходасевич был активным участником кружка с гимназических времен. В очерке "Московский литературно-художественный кружок" он писал: "... я был, подобно другим, уверен, что в нем совершаются важные литературные события. Сперва нелегально, потом на правах гостя, потом в качестве действительного члена побывал я на бесчисленном количестве вторников и чьих только докладов не слышал. ... Тогда все это казалось ужасно значительно и нужно - на поверку вышло не так. ... Для серьезной беседы аудитория Кружка была слишком многочисленна и пестра." (В. Ходасевич "Литературные статьи и воспоминания". Изд-во им. Чехова, Нью-Йорк, 1954). 3. Общество свободной эстетики или Эстетика (1906-1917) - литературно-художественное общество, одним из руководителей которого был В. Я. Брюсов. Он и пригласил И. Северянина в Эстетику в декабре 1912 г. Об этом вечере В. Ходасевич пишет в следующем письме. 4. В декабре 1912 г. в "Русской молве" напечатаны стихи В. Ходасевича "Прогулка", "Досада", в январе 1913 - "Ворожба". 5. Одинокий (наст. фамилия Тиняков Александр Иванович) (1886-1932). Поэт, литературный критик, автор трех сборников стихов: "Navis nigra" ("Черный корабль"), М., изд-во "Гриф"; "Треугольник. Вторая книга стихов. 1912-1921", П., изд-во "Поэзия", 1922 г. и "Ego sum qui sum" ("Аз есмь...
    2. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 18. Размер: 58кб.
    Часть текста: к сложившемуся уже облику школы. Ее историческая роль еще далеко не сыграна. Можно сказать, что она едва начинается. Мы не беремся предугадать, по какому пути пойдет отныне русская поэзия, но несомненно лишь то, что судьба ее уже передается в руки следующего поколения. Нечего и говорить о первых шагах Бальмонта, о ранних стихах Брюсова и Зинаиды Гиппиус, о творчестве Коневского и Добролюбова: для молодежи, едва вступающей на поэтическое свое поприще, даже времена "Скорпиона" и "Весов" - уже история. Начинающие поэты изучают Брюсова, как некогда Брюсов изучал Баратынского. Учатся они вообще добросовестно, но чему будут учить сами - неизвестно. Их самостоятельные слова все еще в будущем. Подводить итоги прошлому - не наша задача. Для предсказаний будущего у нас слишком мало данных. Поэтому - да не посетует читатель, если статья наша явится лишь обзором наиболее примечательных стихотворных сборников, вышедших за последние два года, то есть за тот период, когда успел возникнуть и до некоторой степени определиться так называемый "футуризм" - течение, в котором одно время видели возможного преемника ныне господствующей школы. 2 Бесспорно, одна из самых значительных книг за этот период - "Cor ardens" Вячеслава Иванова {Вяч. Иванов. Cor ardens. Ч. I. M. 1911. К-во "Скорпион". Ч. II. М. 1912. К-во "Скорпион". Ц. за оба тома 3 р. 50 к.}. В 1912...
    3. Игорь Северянин и футуризм
    Входимость: 11. Размер: 32кб.
    Часть текста: ограничиваю свою тему, и мне в данную минуту нет никакого дела до того, что есть футуризм вообще. В связи с занимающим нас вопросом о творчестве Северянина я беру футуризм только как течение, которое уже достаточно проявило себя в нашей литературе и может быть рассматриваемо совершенно изолированно, вне всякой связи с общественными и психологическими причинами его зарождения. Может быть, проследить эти причины и некоторые возможности футуризма, им не осуществленные, было бы гораздо интереснее, чем говорить о футуризме в таком виде, каков он есть, но здесь мы ограничимся лишь тем, что подсказывается заголовком нашей статьи. Тот футуризм, к которому русское общество проявляло в последнее время такой интерес, начался в действительности много раньше. Еще в 1910 году вышел сборник "Садок судей". С момента появления этой книжечки и ведет свое летосчисление русский футуризм, точнее - московская, еще точнее - кубофутуристическая его фракция. Однако слово "футуризм" впервые произнесено не сотрудниками...
    4. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. И. Андреева - послесловие
    Входимость: 10. Размер: 57кб.
    Часть текста: - охватывает больше десяти лет. Они вместе учились в Московском университете на историко-филологическом факультете, 1 но в университетских аудиториях почти не встречались: учились оба с длительными перерывами, занятия посещали редко - живая литературная жизнь уже тогда целиком поглощала их. Встречаться они могли на "средах" В. Я. Брюсова, в редакции журнала "Золотое руно", где оба бывали. Б. Садовской в своих "Записках" вспоминает "четверги" "Золотого руна" с шампанским. Впрочем история их знакомства скоро станет нам известна по воспоминаниям самого В. Ходасевича. В 1925 году, получив ошибочное известие о смерти Б. Садовского, В. Ходасевич написал некролог, в котором рассказал и о первых встречах, и о том, какой добрый и сердечный человек был Б. Садовской. Некролог этот разыскал американский исследователь русской литературы Дик Сильвестр и включил его в новое, дополненное издание книги В. Ходасевича "Статьи и воспоминания". В 1906 г. Б. Садовской был уже признанным критиком и поэтом, "принятым" в литературу "самим" Брюсовым: его заметки и рецензии публикуются почти в каждом номере журнала "Весы", причем Андрей Белый во второй книге своих мемуаров "Начало века" называет его среди самых "боевых" сотрудников: "Шесть лет при боевых орудиях службу я нес с Садовским, Соловьевым"... И уже в те годы, по словам А. Белого, студентик "с походкой гвардейского прапорщика" признается "спецом" в технике ранних поэтов" и сам мэтр "был готов поучиться, внимательно вслушиваясь в Садовского, Соловьева" 2 ... В. Ходасевичу только однажды удалось опубликовать на страницах "Весов" рецензию. В "Золотом руне" он мечтал быть постоянным сотрудником и предлагал свои услуги в качестве секретаря. Но С. А. Соколов, "Гриф", приятель В. Ходасевича, ведавший в журнале литературой, вынужден был ответить...
    5. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 3.
    Входимость: 7. Размер: 49кб.
    Часть текста: - возможно, Зельцер. - 213, 232-236, 245, 246, 266, 286 Иванов Вячеслав Иванович ( 1866-1949) - поэт-символист, драматург, переводчик, теоретик символизма; о знакомстве Ходасевича с Ивановым и об оценке его творчества см: Письма В. Ф. Ходасевича Б. А. Садовскому / Подгот. текста, составл. И. П. Андреевой. Анн Арбор: Ардис, 1983. С. 23, 36; Из переписки В. Ф. Ходасевича / Публ. Дж. Малмстада // Минувшее - 3. М., 1991; письма Ходасевича В. Я. Брюсову от 26 июня 1905 г., Вяч. Иванову от 21 янв. 1925 г. (Ходасевич В. Ф. Собр. соч. Т. 4.); Ходасевич В. Русская поэзия // Альциона. 1. М, 1914. - 41, 65-68, 83, 88, 89, 306, 314, 316 Иванов Георгий Владимирович (1894-1958) - поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, мемуарист; участник 1-го и 3-го "Цеха поэтов" (1912-1914, 1920-1922), глава 2-го "Цеха" (1916-1917), член петроградского Союза поэтов (с 1920); в сентябре 1922 г. командирован в Берлин, в РСФСР не вернулся; с 1923 г. в Париже, член парижского Союза русских писателей и журналистов, председатель литературных собраний "Зеленая лампа" (1927-1939), участник литературного объединения "Круг" (1935-1939); об отношениях Г. Иванова с Ходасевичем см.: Терапиано Ю. Об одной литературной войне // Терапиано Ю. К Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974). Париж, - Нью-Йорк, 1987. С. 110-124; Богомолов Н. А. Георгий Иванов и Владислав Ходасевич // Русская литература. 1990. No 3. - 32, 33, 41,...
    6. Перельмутер В.: Биобиблиографическая справка (Ходасевич В. Ф.)
    Входимость: 6. Размер: 11кб.
    Часть текста: Биобиблиографическая справка (Ходасевич В. Ф.) ХОДАСЕВИЧ , Владислав Фелицианович [16(28).V.1886, Москва - 14.VI.1939, Париж] - поэт. В отличие от большинства поэтов-современников X. вошел в литературу спокойно - без программных деклараций, попыток заявить и обозначить новое, собственное направление либо примкнуть к одному из уже утвердившихся. Он не принадлежал ни к каким группам и школам, сторонился всяческих "измов", которыми изобиловала литературная жизнь России начала века. Его поэзия не вызвала полемики, не сразу попала в поле зрения критики, особенно в ту пору чуткой ко всякого рода "новизне". Однако последовательное стремление к классической ясности стиха, чистоте языка, точности в передаче мысли, совершенное отсутствие столь характерной для молодых литераторов боязни прослыть несовременным постепенно выделили имя X. из потока новых поэтических имен и определили ему особое место в русской поэзии XX в. Свое призвание X. почувствовал очень рано и на удивление безошибочно. С детства литература стала для него самым интересным занятием, главным содержанием жизни. Первые стихи он сочинил шести лет от роду. В 1904 г. X. окончил гимназию и поступил - по примеру старшего брата, Михаила Фелициановича,- на юридический факультет Московского университета, но вскоре перешел на историко-филологический. В следующем году состоялся его дебют в печати. С этого времени X. всецело посвятил себя поэзии, критике, истории...
    7. Литературная критика 1906-1922.
    Входимость: 6. Размер: 26кб.
    Часть текста: с марта 1905 г. (напечатана первая рецензия) по июнь 1922 г. (отъезд из России). Разбросанные в московских и провинциальных газетах, московских и петербургских журналах, альманахах и сборниках, они не все еще разысканы и атрибутированы. Молодой критик пользовался огромным количеством псевдонимов: Ф. Маслов, П. Семенов, Георгий Р-н, Сигурд, Елена Арбатова; подписывался В. Х., В. Х-ч, Ф. М., M., W. и т.д. Но в целом собирательскую работу можно считать законченной, особенно после выхода 2-го тома Собрания сочинений Владислава Ходасевича под ред. Джона Малмстада и Роберта Хьюза (Анн Арбор: Ардис, 1990), где большая часть статей тех лет перепечатана, другие - аннотированы. Наше собрание готовилось одновременно с томом, выпущенным американскими исследователями. К корпусу статей, ими опубликованных, можно добавить заметку о сборнике стихов Н. Морозова "Звездные песни", напечатанную в "Иллюстрированном обозрении" (прилож. к ГМ. 1912. 21 октября. Подпись: В. Д-цев), и "О последних книгах К. Бальмонта", которую мы включили в настоящий том. Открытий и неожиданностей в этой области ждать не приходится, так как Ходасевич в эмиграции составил автобиблиографию, правда, судя по мелким расхождениям, по памяти. Расположены статьи в хронологическом порядке, кроме цикла "Новые стихи", который нам показалось естественным объединить. Печатаются они, как правило, по первым публикациям. Очевидные опечатки исправлены. В архиве Ходасевича почти не сохранилось черновиков произведений литературно-критических. В его рабочих тетрадях среди стихов попадаются наброски, фрагменты, планы статей ("Эмиль Верхарн", "Стихи на сцене", "Египетские ночи" и др.), но затем работа над ними, ...
    8. Письмо Ходасевича А. И. Тинякову. [6 мая 1915 г.]
    Входимость: 6. Размер: 9кб.
    Часть текста: Сплошные (кроме одного Пяста) восторги и - сплошная чепуха. Если не считать Шагинян, то надо думать, что либо обо мне серьезно говорить не стоит, можно и так, а lа Кречетов 3 , либо критик мой еще не родился... Статья моя о Бр. - не статья, а заметка, вся соль которой - подразнить редакцию "Софии", где заметка была напечатана 4 . Единственное в ней примечательное - разбор стихотворения "Творчество" (фиолетовые руки на эмалевой стене). Вам она не нужна, да и оттиска у меня, конечно, нет. О Брюсове я с Вами не совсем согласен. Он не бездарность. Он талант, и большой. Но он - маленький человек, мещанин, - я это всегда говорил. Потому-то, при блистательном "как", его "что" - ничтожно... Когда напечатаете статью 5 - обязательно пришлите мне оттиск. Я Вам дружески возражу именно в этом смысле. Куда едете Вы 5 мая? Не будете ли проездом в Москве? Если да - я очень хотел бы повидать Вас. Еще раз мой адрес и даже телефон: Петроградское Правое шоссе, 34. Тел. 59-28. Пока будьте здоровы. Пишите, буду отвечать. Сердечно Ваш Владислав Ходасевич. P.S. "Русская лирика" 6 выйдет через месяц или полтора. Она сверстана. Комментарии 13. А. И. Тинякову - Континент. 1986. No 50. С. 365. Ю. Колкер опубликовал семь писем Ходасевича к Тинякову. Сверено с подлинником - РНБ. Ф. 774. Ед. хр. 45. О Тинякове см. коммент. на с. 541. Фигура яркая и своеобразная. Блок в дневниках и записных книжках отмечал свои разговоры с ним. Воспоминания о нем оставили Ходасевич (очерки...
    9. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 27 августа 1914 г.
    Входимость: 6. Размер: 6кб.
    Часть текста: Я буквально никого не вижу, да никого и нет. Весь Кружок превращен в лазарет, никаких сборищ не будет во все время войны. В кабаке не был ни разу, да и не тянет. В гости ходить не принято, как на Страстной неделе. Мне все это нравится. Чацкина (дай Бог ей здоровья) прислала мне монет (квартира, квартира, отдай мне мои деньги!) и заказала статью о Лермонтове 1 . На днях сажусь писать. В Киеве ужасы: два целых и три десятых эстета собрались издавать журнальчик 2 . Я дал им стишков. Экая ерунда! Великий Маг 3 пишет в "Русских Ведомостях" корреспонденции из... Вильно и Варшавы. Хорошо пишет, точь-в-точь - Саша Брюсов. Мы, говорит, воюем; побеждающие побеждают; побежденных побеждают; человек, в которого попала пуля, здесь, в Вильне, называется раненым. Раненые очень храбры. Некоторые из них умирают, прочие рано или поздно выздоравливают. Умершие называются покойниками, а выздоровевшие опять становятся солдатами, пока их не ранят. Тогда они или умирают, или выздоравливают... и т.д., очень последовательно и логично, что в стратегии необходимо. В Варшаве его чествовали писатели 4 . Это не стратегия, - а потому лошка прихромнула: никаких писателей в Польше нет. Что и есть похожее на писателей - то живет в Австрии (Реймонт, Тетмайер) и в Германии (Пшибышевский) 5 . А ...
    10. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 5. Размер: 38кб.
    Часть текста: 1 р. 25 к. - БОРИС САДОВСКОЙ. Полдень. Собрание стихов. 1905-1914. К-во "Лукоморье". Петр. 1915. Стр. 297. Ц. 1 р. 50 к. - ВАДИМ ШЕРШЕНЕВИЧ. Автомобилья поступь. Лирика (1913-1915). Изд. "Плеяды". М. 1916. Стр. 86. Ц. 1 р. 25 к. - Его же. Быстрь. Монологическая драма. Изд. "Плеяды". М. 1916. Стр. 40. Ц. 1 р.) Хорошо ли это, плохо ли, - вопрос другой: но приходится признать, что после смерти Лермонтова центральное место в русской поэзии окончательно заняла лирика. Даже у наиболее значительных поэтов после-лермонтовской поры эпос и драма в подавляющем большинстве случаев уступают лирике и количественно, и качественно. Фет и Тютчев - примеры наиболее выразительные: всем известно, насколько поэмы Фета слабее его же лирики; что касается Тютчева, то он просто прошел мимо эпоса, вовсе не испробовав своих сил в этой области. К ныне переживаемым дням преобладание лирики достигло, кажется, высшей степени. По некоторым данным можно предполагать, что в недалеком будущем положение дел начнет изменяться, но сейчас оно, несомненно, таково. Из авторов, перечисленных в подзаголовке этой статьи, г. Шершеневич является представителем самого молодого течения русской поэзии. Его "монологическая драма" - в действительности чистейшая лирика, так как состоит из ряда лирических монологов, объединенных местом и временем, но не действием. Именно поэтому она вовсе и не "драма". Другой из названных авторов, г. Садовской, издал в 1914 году книгу поэм, с очевидностью доказавшую, что стихотворный эпос - не его область. Третий поэт, г. Мандельштам, если не ошибаемся, никогда и не посягал за пределы лирики. Все три автора, таким образом, достаточно выявили свою склонность к лирике. Но благосклонна ли к ним Муза поэзии лирической? Книга Бориса Садовского подводит итог его десятилетней поэтической работы. В ней отчетливо выразились и положительные, и...