• Приглашаем посетить наш сайт
    Григорьев А.А. (grigoryev.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1915"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 16. Размер: 81кб.
    2. Панова Л. Г.: "Перед зеркалом" Ходасевича - итальянская амальгама
    Входимость: 14. Размер: 89кб.
    3. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 8. Размер: 38кб.
    4. Письмо Ходасевича А. И. Тинякову. [6 мая 1915 г.]
    Входимость: 6. Размер: 9кб.
    5. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 6. Размер: 58кб.
    6. Письмо Ходасевича М. О. Гершензону. 24 июля 1921 г.
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    7. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 9 августа 1915 г.
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    8. Письмо Ходасевича Г. И. Чулкову. 15/28 декабря 1914 г.
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    9. Обманутые надежды (Игорь Северянин)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    10. Книга о Фете
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    11. Не собранное в книги
    Входимость: 3. Размер: 20кб.
    12. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. И. Андреева - послесловие
    Входимость: 3. Размер: 57кб.
    13. Ходасевич. Записная книжка
    Входимость: 3. Размер: 31кб.
    14. Письма Ходасевича
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    15. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 9 февраля 1915 г.
    Входимость: 3. Размер: 7кб.
    16. Надсон
    Входимость: 3. Размер: 44кб.
    17. Памяти Эмиля Верхарна
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    18. Заговорщики.
    Входимость: 3. Размер: 30кб.
    19. Зорин А.Л.: Книга Ходасевича "Державин"
    Входимость: 3. Размер: 71кб.
    20. Театр Станиславского
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    21. Письмо Ходасевича М. О. Гершензону. 6 августа 1924 г.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    22. С. Бочаров. "Памятник" Ходасевича
    Входимость: 2. Размер: 127кб.
    23. Игорь Северянин и футуризм
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    24. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 3.
    Входимость: 2. Размер: 49кб.
    25. О Пушкине. Ссора с отцом
    Входимость: 2. Размер: 22кб.
    26. Ни сны, ни явь (Памяти Блока)
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    27. Письмо Ходасевича М. А. Волошину. 19 октября 1916 г.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    28. Ходасевич. Белый коридор. Здравница
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    29. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 27 августа 1914 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    30. "Erotopaegnia" Брюсова
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    31. * * * ("На новом, радостном пути...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    32. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 25 марта 1909 г.
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    33. "Juvenilia" Брюсова
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    34. Письма Ходасевича К. Ф. Некрасову
    Входимость: 1. Размер: 22кб.
    35. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 3 апреля 1919 г.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    36. О кинематографе
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    37. Памяти Б. А. Садовского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.
    38. Ходасевич. Некрополь. Гершензон
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    39. З. Н. Гиппиус, "Живые лица"
    Входимость: 1. Размер: 35кб.
    40. Научный камуфляж. Советский Державин. Горький о поэзии
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    41. Богданович
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    42. Казаки (Лев Толстой)
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    43. Садовской Б.А.: Державин
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    44. Памяти Гоголя
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    45. Ходасевич. Белый коридор. Пролеткульт
    Входимость: 1. Размер: 15кб.
    46. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 4.
    Входимость: 1. Размер: 50кб.
    47. Х. Н. Бялик. Предводителю хора. Перевод В. Ходасевича
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    48. * * * ("Обо всем в одних стихах не скажешь...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    49. Начало века (Андрей Белый)
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    50. Ходасевич. Белый коридор. Московский Литературно-Художественный Кружок
    Входимость: 1. Размер: 30кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 16. Размер: 81кб.
    Часть текста: кружка (1898-1920). В. Ходасевич был активным участником кружка с гимназических времен. В очерке "Московский литературно-художественный кружок" он писал: "... я был, подобно другим, уверен, что в нем совершаются важные литературные события. Сперва нелегально, потом на правах гостя, потом в качестве действительного члена побывал я на бесчисленном количестве вторников и чьих только докладов не слышал. ... Тогда все это казалось ужасно значительно и нужно - на поверку вышло не так. ... Для серьезной беседы аудитория Кружка была слишком многочисленна и пестра." (В. Ходасевич "Литературные статьи и воспоминания". Изд-во им. Чехова, Нью-Йорк, 1954). 3. Общество свободной эстетики или Эстетика (1906-1917) - литературно-художественное общество, одним из руководителей которого был В. Я. Брюсов. Он и пригласил И. Северянина в Эстетику в декабре 1912 г. Об этом вечере В. Ходасевич пишет в следующем письме. 4. В декабре 1912 г. в "Русской молве" напечатаны стихи В. Ходасевича "Прогулка", "Досада", в январе 1913 - "Ворожба". 5. Одинокий (наст. фамилия Тиняков Александр Иванович) (1886-1932). Поэт, литературный критик, автор трех сборников стихов: "Navis nigra" ("Черный корабль"), М., изд-во "Гриф"; "Треугольник. Вторая книга стихов. 1912-1921", П., изд-во "Поэзия", 1922 г. и "Ego sum qui sum" ("Аз есмь сущий"). Третья книга стихов. 1921-1922 гг.", Л., Изд. автора, 1924. Подробнее о нем см. Послесловие. 6. В рецензии на первую книгу стихотворений А. И. Тинякова "Navis nigra" В. Ходасевич писал: "Подчиненность творчества г. Брюсову является...
    2. Панова Л. Г.: "Перед зеркалом" Ходасевича - итальянская амальгама
    Входимость: 14. Размер: 89кб.
    Часть текста: в пустыне, 5 И своих же следов не найти. V 1 Да, меня не пантера прыжками 2 На парижский чердак загнала. 3 И Виргилия нет за плечами, — 4 Только есть одиночество — в раме 5 Говорящего правду стекла. 18–23 июля 1924 Париж  [179–180] 2 1. Стихотворение о «сверх-личной биографии» Отчетливо автобиографическое стихотворение «Перед зеркалом» (далее — ПЗ) было написано Ходасевичем 18–23 июля 1924 года, спустя два года после отъезда из большевистской России с новой подругой, Ниной Берберовой, в Париже, где они провели четыре месяца 3 . Калейдоскоп городов, в которых они успели пожить или просто побывать до Парижа, в ПЗ сведен к минимуму: мотиву загнанности на парижский чердак. В самом чердаке позволительно видеть их первое парижское жилье — комнату для прислуги под самой крышей на седьмом этаже дома издателя З. И. Гржебина, на Шан де Марс 4 . Из опыта двух первых лет вне России для ПЗ многое дали венецианские переживания, записанные Берберовой задним числом, что любопытно — в возрастных и зеркальных терминах ПЗ: Ходасевич захвачен воспоминаниями молодости [о поездке 1911 года и романе с Евгенией Муратовой. — Л. П. ]; В Венеции Ходасевич был и окрылен, и подавлен: здесь когда-то он был молод и один, мир стоял в своей целостности за ним, еще не страшный. Теперь город отбрасывал ему отражение того, что есть: он не молод, он не один, и никто и ничто не стоит за ним, защиты нет [Берберова 1983: 242, 243–244]. Сама Венеция в ПЗ если как-то и отразилась, то косвенно, в образе зеркала 5 . Из других жизненных обстоятельств в ПЗ попал — и даже стал доминантой — тогдашний возраст Ходасевича, 38-летний. Самой этой даты в ПЗ, правда, нет. Ее поглотило более общее понятие средины жизни, которым в строфе IV закреплены...
    3. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 8. Размер: 38кб.
    Часть текста: центральное место в русской поэзии окончательно заняла лирика. Даже у наиболее значительных поэтов после-лермонтовской поры эпос и драма в подавляющем большинстве случаев уступают лирике и количественно, и качественно. Фет и Тютчев - примеры наиболее выразительные: всем известно, насколько поэмы Фета слабее его же лирики; что касается Тютчева, то он просто прошел мимо эпоса, вовсе не испробовав своих сил в этой области. К ныне переживаемым дням преобладание лирики достигло, кажется, высшей степени. По некоторым данным можно предполагать, что в недалеком будущем положение дел начнет изменяться, но сейчас оно, несомненно, таково. Из авторов, перечисленных в подзаголовке этой статьи, г. Шершеневич является представителем самого молодого течения русской поэзии. Его "монологическая драма" - в действительности чистейшая лирика, так как состоит из ряда лирических монологов, объединенных местом и временем, но не действием. Именно поэтому она вовсе и не "драма". Другой из названных авторов, г. Садовской, издал в 1914 году книгу поэм, с очевидностью доказавшую, что стихотворный эпос - не его область. Третий поэт, г. Мандельштам, если не ошибаемся, никогда и не посягал за пределы лирики. Все три автора, таким образом, достаточно выявили свою склонность к лирике. Но благосклонна ли к ним Муза поэзии лирической? Книга Бориса Садовского подводит итог его десятилетней поэтической работы. В ней отчетливо выразились и положительные, и отрицательные стороны его поэзии. К первым прежде всего следует отнести внутреннее благородство стихов Садовского, их близость к лучшим традициям русской поэзии. Достаточно уверенный в технике стиха, Садовской никогда не банален и никогда не вычурен. Но, искусно избегая этих двух опасностей, Садовской тем самым создает третью, которой уже избежать не в силах: в стихах его...
    4. Письмо Ходасевича А. И. Тинякову. [6 мая 1915 г.]
    Входимость: 6. Размер: 9кб.
    Часть текста: No 5. Между нами говоря, одна М. Шагинян говорила обо мне по существу, понимая меня и мои стихи 2 . В прошлом году я прочел около 50 отзывов о своей книге. Сплошные (кроме одного Пяста) восторги и - сплошная чепуха. Если не считать Шагинян, то надо думать, что либо обо мне серьезно говорить не стоит, можно и так, а lа Кречетов 3 , либо критик мой еще не родился... Статья моя о Бр. - не статья, а заметка, вся соль которой - подразнить редакцию "Софии", где заметка была напечатана 4 . Единственное в ней примечательное - разбор стихотворения "Творчество" (фиолетовые руки на эмалевой стене). Вам она не нужна, да и оттиска у меня, конечно, нет. О Брюсове я с Вами не совсем согласен. Он не бездарность. Он талант, и большой. Но он - маленький человек, мещанин, - я это всегда говорил. Потому-то, при блистательном "как", его "что" - ничтожно... Когда напечатаете статью 5 - обязательно пришлите мне оттиск. Я Вам дружески возражу именно в этом смысле. Куда едете Вы 5 мая? Не будете ли проездом в Москве? Если да - я очень хотел бы повидать Вас. Еще раз мой адрес и даже телефон: Петроградское Правое шоссе, 34. Тел. 59-28. Пока будьте здоровы. Пишите, буду отвечать. Сердечно Ваш Владислав Ходасевич. P.S. "Русская...
    5. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 6. Размер: 58кб.
    Часть текста: Отдельные ее представители дадут, конечно, еще немало прекрасных произведений, но вряд ли прибавят какие-либо существенно новые черты к сложившемуся уже облику школы. Ее историческая роль еще далеко не сыграна. Можно сказать, что она едва начинается. Мы не беремся предугадать, по какому пути пойдет отныне русская поэзия, но несомненно лишь то, что судьба ее уже передается в руки следующего поколения. Нечего и говорить о первых шагах Бальмонта, о ранних стихах Брюсова и Зинаиды Гиппиус, о творчестве Коневского и Добролюбова: для молодежи, едва вступающей на поэтическое свое поприще, даже времена "Скорпиона" и "Весов" - уже история. Начинающие поэты изучают Брюсова, как некогда Брюсов изучал Баратынского. Учатся они вообще добросовестно, но чему будут учить сами - неизвестно. Их самостоятельные слова все еще в будущем. Подводить итоги прошлому - не наша задача. Для предсказаний будущего у нас слишком мало данных. Поэтому - да не посетует читатель, если статья наша явится лишь обзором наиболее примечательных стихотворных сборников, вышедших за последние два года, то есть за тот период, когда успел возникнуть и до некоторой степени определиться так называемый "футуризм" - течение, в котором одно время видели возможного преемника ныне господствующей школы. 2 Бесспорно, одна из самых значительных книг за этот период - "Cor ardens" Вячеслава Иванова {Вяч. Иванов. Cor ardens. Ч. I. M. 1911. К-во "Скорпион". Ч. II. М. 1912. К-во "Скорпион". Ц. за оба...
    6. Письмо Ходасевича М. О. Гершензону. 24 июля 1921 г.
    Входимость: 5. Размер: 11кб.
    Часть текста: городе, такие пустынные, ясные вечера, так прекрасен сейчас Петербург, что отчего-то живется легко. Только слабость ужасная, у всех троих. Но живем мы не одиноко - и это хорошо. Каждый день кто-нибудь заходит. Однако и суетни не бывает - это еще лучше. В последние дни стал часто заходить Белый, я этому очень рад. Написал он поэму (точнее - первую часть трилогии) "Первое свидание" 1 , четырехстопным ямбом, без нарочитых хитростей, но каким-то необычайно летучим. В поэме - первая любовь и ранняя мистика, и "Летаевская" Москва 2 . Кроме самого начала, как бы дающего каталог тем, которым предстоит развернуться, - все чудесно, и сам он чудесный. Пришел, прочитал, наговорил - и опять столько наколдовал вокруг себя, сколько один он умеет. Нет у меня хлебной работы, т.е. принудительной, никуда и ни за чем я не гонюсь - и потому, а вернее - еще по некоторым причинам, пишу много стихов. Кроме неоконченных "рассад", как Вы раз хорошо сказали, написал за 4 месяца около 20 стихотворений 1 , т.е. в 5 раз больше, чем за весь прошлый год, когда не писал почти вовсе. В последнее время пишу почти каждый день. Но - потерял всякую охоту переправлять и отделывать. То, что совсем не выпишется - просто выбрасываю. Прочее, сознавая все недостатки,...
    7. Письмо Ходасевича С. В. Киссину (Муни). 9 августа 1915 г.
    Входимость: 5. Размер: 9кб.
    Часть текста: "Война - это такой ужас!" Если ужас - так с ужасами надо бороться: ступай, стерва, на фронт! А все дело в том, что Иван Трифонович в обозе. По ее мнению, нет в мире ничего страшнее обоза 3 . Валя любит искусство. В благодарность за гостеприимство я по три часа в день сидел в неестественной позе. Впрочем, каждая поза неестественна, когда пишут твой портрет 4 . "Ну, зачем это?" Ели грибы. Ловили рыбу. Играли в бридж. Все это отвратительно. Поехал в Царское 5 . Там Чулков сидит и верует в Бога. "Здрасте". - "Здрасте". - "Вы, наверное, голодны. Пожалуйста, супцу. Кстати, Вы в Бога верите?" - "Благодарю Вас, я супа не ем". - "А в Бога верите?" - "Вот котлетку я съел бы". - "А мы с Мережковскими верим". Вот я и уехал. В Москве смешение языков. Честное слово, совершенно серьезно: это ни на что не похоже, кроме смешения языков. Один хам говорит: "Вот и вздует, вот и хорошо, так нам (?) и надо". Другой ему возражает: "Не дай Бог, чтобы вздули: а то будет революция - и всех нас по шапке". Третий: "Я слышал, что Брест построен из эйнемовских пряников: вот он, шпионаж-то немецкий". Четвертый (ей-Богу, своими ушами слышал): "Я всегда говорил, что придется отступать за Урал. С этого надо было начать. Как бы "они" туда сунулись? А теперь нам крышка". Муничка, здесь нечем дышать. Один болван "любит" Россию и желает ей онемечиться: будем тогда культурны. "Немцы в Калише...
    8. Письмо Ходасевича Г. И. Чулкову. 15/28 декабря 1914 г.
    Входимость: 4. Размер: 7кб.
    Часть текста: на них нет. Однажды пытался я письменно рассказать Вам, каково сейчас в России вообще. Ничего не вышло. Как-то вся жизнь раздроблена на мелкие кусочки. Склеить их сейчас без предвзятой мысли, без натяжки - еще нельзя. Со временем Гаррик напишет "Войну и мир 14-го года" - вот тогда мы все и узнаем. Одно очень заметно: все стало серьезнее и спокойнее. Политических сплетен мало, верят им совсем плохо. Москва покрыта лазаретами. Лечат раненых и жертвуют денег, белья, всяких припасов много, делают это охотно и без вычур. Удивительнее всего, что жертвы эти доходят до тех, кому предназначены. Поэтому дышится в известном смысле приятней и легче, чем это было до войны. Вопросы пола, Оскар Уайльд и все такое - разом куда-то пропали. Ах, как от этого стало лучше! У барышень милые, простые лица, все они продают цветки, флажки, значки и жетоны в пользу раненых, а не дунканируют. Студенты идут в санитары, тоже торгуют, даже учатся - а не стоят по суткам перед кассой Художественного театра. Литературы нет, не взыщите. Впрочем, все (ах, и я!) пишут плохие стихи на военные темы. На военные темы, оказывается, русские поэты всегда писали неважно. Я это узнал, составив по заказу "Пользы" антологию: "Война в русской...
    9. Обманутые надежды (Игорь Северянин)
    Входимость: 3. Размер: 10кб.
    Часть текста: - и с горечью сознавали свою ошибку? Одно из таких огорчений выпало на долю пишущего эти строки. Весной 1914 года, сперва во вступительном слове к первому поэзоконцерту Игоря Северянина, потом на страницах "Русских Ведомостей", я с радостью говорил о незаурядном таланте этого поэта. Не скрывая серьезных погрешностей его лиры, я выражал надежду, что недостатки поэзии Северянина - временные, что он ими переболеет и они отпадут сами собой. Казалось, с течением времени пройдет у поэта пристрастие к "фешенебельным темам", ликерам, кокоткам и лимузинам; хотелось верить, что из стихов Северянина скоро исчезнет пошловатое верхоглядство фланера, что глубже всмотрится он в окружающее, перестанет по пустякам растрачивать свое дарование и заговорит языком, подобающим поэту. Его первая книга - "Громокипящий кубок" - давала право на такие надежды. Вслед за "Громокипящим кубком" появилась "Златолира". Об этом сборнике хотелось молчать, так как, за исключением нескольких стихотворений, книга была составлена из пьес, написанных гораздо ранее "Громокипящего кубка". По ней никак нельзя было судить о движении творчества Северянина, и только успехом "Кубка" можно было объяснить ее появление. Но минувшей зимой почти одновременно вышли еще две книги: "Ананасы в шампанском" и "Victoria regia". Они также вдоволь разбавлены старыми, недоделанными, ученическими пьесами, писанными, судя по датам, иногда за четыре, за пять, даже за десять лет до выхода "Громокипящего кубка". Но все же и позднейших стихов набралось бы из них в общей сложности на целую книгу. И, конечно, только об этой несуществующей в виде отдельного издания второй книге Северянина стоит говорить, так как время для изучения его "ученических годов" еще не настало; вероятно, и никогда не настанет. По-прежнему неглубокой осталась поэзия Северянина. Мелочные переживания питают ее, - порою до того мелочные, что становится тяжело: то это спор с какой-то ...
    10. Книга о Фете
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: творчество сделаются предметом серьезного исследования. Между тем - нужно ли говорить, что только оно может со временем образовать прочный фундамент для общих выводов, которые бы не грешили произвольностью? Правда, Пушкин дождался уже того, что жизнь и творения его ныне изучаются с должной строгостью, а Грот, кажется, сделал для изучения Державина все, что посильно одному человеку. Однако и о Пушкине, и о Державине науке предстоит еще выяснить немало частных вопросов, от того или иного решения которых зависит решение вопросов гораздо более общих и сложных. Что же касается других поэтов, даже очень значительных, - то здесь еще предстоит если не начинать с самого начала, то, во всяком случае, сделать много. Тем приятнее встретить книгу, научно исследующую вопросы о жизни и поэзии какого-либо автора. Такова книга В. С. Федины о Фете {В. С. Федина. "А. А. Фет (Шеншин). Материалы к характеристике". Птр. 1915. Стр. 146. Ц. 1 р.}. Правда, автор ее предупреждает, что вследствие неполноты и некоторых погрешностей (в составленной им библиографии литературы о Фете и фетовской прозы) его труд "не...