• Приглашаем посетить наш сайт
    Бестужев-Марлинский (bestuzhev-marlinskiy.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1912"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 32. Размер: 58кб.
    2. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 19. Размер: 81кб.
    3. Письма Ходасевича К. Ф. Некрасову
    Входимость: 11. Размер: 22кб.
    4. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. И. Андреева - послесловие
    Входимость: 6. Размер: 57кб.
    5. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    6. Надсон
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    7. Игорь Северянин
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    8. О Гумилеве
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    9. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    10. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    11. Петербурские повести Пушкина
    Входимость: 3. Размер: 48кб.
    12. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 4.
    Входимость: 3. Размер: 50кб.
    13. Ночной праздник. Письмо из Венеции.
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    14. Памяти Б. А. Садовского
    Входимость: 2. Размер: 12кб.
    15. "Juvenilia" Брюсова
    Входимость: 2. Размер: 11кб.
    16. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому
    Входимость: 2. Размер: 88кб.
    17. С. Бочаров. "Памятник" Ходасевича
    Входимость: 2. Размер: 127кб.
    18. Письмо Ходасевича Б. А. Садовскому. 27 августа 1914 г.
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    19. Ходасевич. Белый коридор. Московский Литературно-Художественный Кружок
    Входимость: 2. Размер: 30кб.
    20. Литературная критика 1906-1922.
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    21. Театр Станиславского
    Входимость: 2. Размер: 23кб.
    22. Зорин А.Л.: Книга Ходасевича "Державин"
    Входимость: 2. Размер: 71кб.
    23. Письмо Ходасевича Г. Л. Малицкому. 7 июля 1907 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    24. Умирание искусства (В. В. Вейдле)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    25. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 2.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    26. Письмо Ходасевича Н. И. Петровской. 24 ноября 1911 г.
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    27. Ходасевич. Некрополь. Есенин
    Входимость: 1. Размер: 61кб.
    28. Начало века (Андрей Белый)
    Входимость: 1. Размер: 39кб.
    29. * * * ("Жеманницы былых годов...")
    Входимость: 1. Размер: 1кб.
    30. Из неоконченной повести
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    31. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 1.
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    32. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 5.
    Входимость: 1. Размер: 59кб.
    33. Ходасевич. Некрополь. Брюсов
    Входимость: 1. Размер: 46кб.
    34. Бунин, собрание сочинений
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    35. Письмо Ходасевича М. А. Фроману. < Декабрь 1925 г. >
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    36. Магические рассказы (П. Муратов)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    37. Федор Сологуб. Тяжелые сны
    Входимость: 1. Размер: 3кб.
    38. Камер-фурьерский журнал. Указатель имен. Часть 3.
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    39. Богданович
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    40. Бень Е. М. Письма Ходасевича Ю. И. Айхенвалъду
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    41. Ходасевич. Некрополь. Андрей Белый
    Входимость: 1. Размер: 52кб.
    42. Ходасевич. Державин. Примечания.
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    43. Ходасевич. Белый коридор. Мариэтта Шагинян
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    44. Письмо Ходасевича Г. И. Чулкову. 15/28 декабря 1914 г.
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    45. Письмо Ходасевича А. И. Тинякову. [6 мая 1915 г.]
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    46. Ни сны, ни явь (Памяти Блока)
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    47. "Освобождение Толстого" Ивана Бунина
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    48. Виктор Гофман
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    49. О Пушкине. Явления Музы
    Входимость: 1. Размер: 48кб.
    50. Завет
    Входимость: 1. Размер: 1кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Русская поэзия (Вяч. Иванов, Брюсов, Бальмонт, Городецкий, Гумилев, Кузмин, Н. Львова, Клюев, Северянин)
    Входимость: 32. Размер: 58кб.
    Часть текста: далеко не сыграна. Можно сказать, что она едва начинается. Мы не беремся предугадать, по какому пути пойдет отныне русская поэзия, но несомненно лишь то, что судьба ее уже передается в руки следующего поколения. Нечего и говорить о первых шагах Бальмонта, о ранних стихах Брюсова и Зинаиды Гиппиус, о творчестве Коневского и Добролюбова: для молодежи, едва вступающей на поэтическое свое поприще, даже времена "Скорпиона" и "Весов" - уже история. Начинающие поэты изучают Брюсова, как некогда Брюсов изучал Баратынского. Учатся они вообще добросовестно, но чему будут учить сами - неизвестно. Их самостоятельные слова все еще в будущем. Подводить итоги прошлому - не наша задача. Для предсказаний будущего у нас слишком мало данных. Поэтому - да не посетует читатель, если статья наша явится лишь обзором наиболее примечательных стихотворных сборников, вышедших за последние два года, то есть за тот период, когда успел возникнуть и до некоторой степени определиться так называемый "футуризм" - течение, в котором одно время видели возможного преемника ныне господствующей школы. 2 Бесспорно, одна из самых значительных книг за этот период - "Cor ardens" Вячеслава Иванова {Вяч. Иванов. Cor ardens. Ч. I. M. 1911. К-во "Скорпион". Ч. II. М. 1912. К-во "Скорпион". Ц. за оба тома 3 р. 50 к.}. В 1912 году вышел второй том ее, завершающий собрание стихов, писавшихся приблизительно в течение последних семи лет, то есть как раз в те годы, когда творчество поэта наиболее привлекало к себе внимание ценителей поэзии. Теперь, когда все эти стихи, ранее появлявшиеся частями в альманахах и периодических изданиях, собраны вместе, "Cor ardens" хочется сравнить с венецианским собором св. Марка. Не верится, что эта книга - создание одного человека; кажется, будто она, подобно венецианскому собору, слагалась веками, что каждая деталь ее имеет свою собственную историю, совершенно обособленно протекавшую вплоть до того момента, когда воля поэта, объединив все эти детали, заставила их...
    2. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. Комментарии
    Входимость: 19. Размер: 81кб.
    Часть текста: "Перевал", владелец издательства "Гриф" и редактор альманахов "Гриф", в которых В. Ходасевич и Б. Садовской печатали свои произведения. No 2 1. "Русская молва" - газета, начавшая выходить 9 декабря 1912 г. в Петербурге. В создании ее принимал участие А. Блок (см. Дневники А. Блока за ноябрь-декабрь 1912 г.). Борис Садовской был приглашен заведовать литературным отделом и предложил В. Ходасевичу вести Московскую литературную хронику. 2. "Вторники" - вечера Московского литературно-художественного кружка (1898-1920). В. Ходасевич был активным участником кружка с гимназических времен. В очерке "Московский литературно-художественный кружок" он писал: "... я был, подобно другим, уверен, что в нем совершаются важные литературные события. Сперва нелегально, потом на правах гостя, потом в качестве действительного члена побывал я на бесчисленном количестве вторников и чьих только докладов не слышал. ... Тогда все это казалось ужасно значительно и нужно - на поверку вышло не так. ... Для серьезной беседы аудитория Кружка была слишком многочисленна и пестра." (В. Ходасевич "Литературные статьи и воспоминания". Изд-во им. Чехова, Нью-Йорк, 1954). 3. Общество свободной эстетики или Эстетика (1906-1917) - литературно-художественное общество, одним из руководителей которого был В. Я. Брюсов. Он и пригласил И. Северянина в Эстетику в декабре 1912 г. Об этом вечере В. Ходасевич пишет в следующем письме. 4. В декабре 1912 г. в "Русской молве" напечатаны стихи В. Ходасевича "Прогулка", "Досада", в январе 1913 - "Ворожба". 5. Одинокий (наст. фамилия Тиняков Александр Иванович) (1886-1932). Поэт, литературный критик, автор трех сборников стихов: "Navis nigra" ("Черный корабль"), М., изд-во "Гриф"; "Треугольник. Вторая книга стихов. 1912-1921", П., изд-во "Поэзия", 1922 г. и "Ego sum qui sum" ("Аз есмь сущий"). Третья книга стихов. 1921-1922 гг.", Л., Изд. автора, 1924. Подробнее о нем см. Послесловие. 6. В рецензии на первую книгу...
    3. Письма Ходасевича К. Ф. Некрасову
    Входимость: 11. Размер: 22кб.
    Часть текста: Некрасова и Ходасевича закончились ультимативным письмом брата поэта от 14 августа 1914 г.: "Милостивый Государь, Константин Федорович. Ко мне обратился брат мой, Владислав Фелицианович, с просьбой взыскать с Вас четыреста рублей, недоплаченных Вами ему за перевод двух томов сочинений Красинского. Не пожелаете ли Вы настоящее дело закончить миролюбиво, чем избавите меня от неприятной необходимости принятия каких-либо мер. Я бы мог лично переговорить с Вами в мои приемные часы: по понедельникам, средам и четвергам, от 3-5 час. С совершенным почтением М. Ходасевич {Письмо Михаила Фелициановича Ходасевича, московского присяжного поверенного, написано на официальном бланке, хранится в ГАЯО.}." Вероятно, на решение Некрасова не издавать перевод Ходасевича, повлияли изменившиеся после 1912 г. отношения между П. П. Муратовым и Ходасевичем. {В 1912 г. во время путешествия по Италии жена Муратова Евгения Владимировна Муратова ушла к Ходасевичу.} В феврале 1913 г. В. Ходасевич прислал в издательство Некрасова стихи для альманаха "Старые усадьбы", но замысел его не был реализован Некрасовым. Письма Ходасевича Некрасову хранятся в ГАЯО. Ранее частично были использованы в газетной публикации. { В .  Козляков . Былых волнений воскреситель... - "Юность", 1987, No 57, 14 мая (газета выходит в Ярославле).} Полностью публикуются впервые, ф. 952, оп. 1, д. 275. 1 Милостивый Государь, Константин Федорович! Позвольте обратиться к Вам с предложением...
    4. Письма Ходасевича Б. А. Садовскому. И. Андреева - послесловие
    Входимость: 6. Размер: 57кб.
    Часть текста: учились в Московском университете на историко-филологическом факультете, 1 но в университетских аудиториях почти не встречались: учились оба с длительными перерывами, занятия посещали редко - живая литературная жизнь уже тогда целиком поглощала их. Встречаться они могли на "средах" В. Я. Брюсова, в редакции журнала "Золотое руно", где оба бывали. Б. Садовской в своих "Записках" вспоминает "четверги" "Золотого руна" с шампанским. Впрочем история их знакомства скоро станет нам известна по воспоминаниям самого В. Ходасевича. В 1925 году, получив ошибочное известие о смерти Б. Садовского, В. Ходасевич написал некролог, в котором рассказал и о первых встречах, и о том, какой добрый и сердечный человек был Б. Садовской. Некролог этот разыскал американский исследователь русской литературы Дик Сильвестр и включил его в новое, дополненное издание книги В. Ходасевича "Статьи и воспоминания". В 1906 г. Б. Садовской был уже признанным критиком и поэтом, "принятым" в литературу "самим" Брюсовым: его заметки и рецензии публикуются почти в каждом номере журнала "Весы", причем Андрей Белый во второй книге своих мемуаров "Начало века" называет его среди самых "боевых" сотрудников: "Шесть лет при боевых орудиях службу я нес с Садовским, Соловьевым"... И уже в те годы, по словам А. Белого, студентик "с походкой гвардейского прапорщика" признается "спецом" в технике ранних поэтов" и сам мэтр "был готов поучиться, внимательно вслушиваясь в Садовского, Соловьева" 2 ... В. Ходасевичу только однажды удалось опубликовать на страницах "Весов" рецензию. В "Золотом руне" он мечтал быть постоянным сотрудником и предлагал свои услуги в качестве секретаря. Но С. А. Соколов, "Гриф", приятель В. Ходасевича, ведавший в журнале литературой, вынужден был ответить отказом. Против - владелец "Золотого руна" Н. П. Рябушинский. Мотивы его отказа, которые Соколов приводит в письме Ходасевичу, достаточно...
    5. Счастливый домик (комментарии)
    Входимость: 5. Размер: 25кб.
    Часть текста: наследие. Первое такое собрание только начало выходить в издательстве "Ардис", Анн Арбор, США; готовят его американские литературоведы-слависты (редакторы - Д. Малмстад и Р. Хьюз) при деятельной помощи коллег из России. К настоящему времени вышли два тома этого издания (из пяти предполагаемых): первый из них (1983) представляет попытку полного собрания стихотворений поэта, второй том (1990) составили критические статьи и рецензии 1905-1926 гг. В 1989 г. в большой серии "Библиотеки поэта" вышло подготовленное Н. А. Богомоловым и Д. Б. Волчеком первое после 1922 г. отечественное издание стихотворного наследия Ходасевича, состав которого здесь существенно пополнен (по периодике и архивным материалам) в сравнении с первым томом ардисовского издания. После этих двух фундаментальных собраний оригинального стихотворного творчества Ходасевича оно может считаться в основном изданным (хотя, несомненно, состав известной нам поэзии Ходасевича будет расширяться - в частности, одно неизвестное прежде стихотворение 1924 г. - "Зимняя буря", - найденное А. Е. Парнисом в одном из парижских альбомов, публикуется впервые в настоящем издании). Совсем иначе обстоит дело с обширным прозаическим наследием Ходасевича - оно не собрано, не издано, не изучено. Ходасевич писал в разных видах прозы: это мемуарная проза, это своеобразная литературоведческая проза поэта, это опыты биографического повествования на историко-литературной основе, это повседневная литературная критика, какую он вел всю жизнь, наконец, сравнительно редкие обращения к художественной в привычном смысле слова, повествовательной прозе. Из этого большого объема написанного им в прозе сам автор озаботился собрать в книги лишь часть своих историко-литературных работ ("Статьи о русской поэзии", Пб., 1922; "Поэтическое хозяйство Пушкина", Л., 1924; "Державин", Париж, 1931; "О Пушкине", Берлин, 1937), а также ...
    6. Надсон
    Входимость: 4. Размер: 44кб.
    Часть текста: песнями веры, вторые - песнями любви. Здесь я имею в виду любовь к земле, к человеку, к судьбе его и полагаю, что поэзии мизантропической быть не может: поэт-человеконенавистник замолкнет, ибо ему уже не для кого будет петь. Проклятия, с которыми порой обращаются к людям поэты, - суть, по определению одного из них, "обратный лик любви". Деля поэзию на эти два основных течения, я вовсе не намереваюсь сказать, что есть две поэзии. Поэзия едина, и песни о быте проистекают в действительности из того же религиозного источника, как и песни о бытии. Жрец и воин - не две различные касты, но лишь две формы одного служения, две ступени одного посвящения. Но одни люди становятся жрецами, другие - воинами. Пушкин, солнце русской поэзии, равно понимал и то и другое, завещав нам две формулы. Из них первая: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв, - а вторая - О, если б голос мой умел сердца тревожить! Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне в удел витийства грозный дар! В этих последних словах о грозном даре витийства жреческая повязка сменяется шлемом воина. Все поэты - рыцари одного ордена. Как бы творчество одного из них ни разнилось от творчества другого, - при встрече оба поймут и узнают друг друга по тайным знакам, которые ведомы лишь посвященным. Ибо жрец знает, что вера его мертва, если нет любви, а любовь воина зиждется на его вере. Таково...
    7. Игорь Северянин
    Входимость: 4. Размер: 6кб.
    Часть текста: от Игоря Северянина чего-то невероятного, какого-то почти "чуда", - те были разочарованы. Игорь Северянин не свалился с Луны, не вышел из морской пены, не родился из головы Зевса, как Паллада Афина. У него есть определенная поэтическая родословная. "Футурист" - он, тем не менее, сам готов признать влияние, оказанное на него уже скончавшимися поэтами: Миррою Лохвицкою и Фофановым. Критика, которой еще только предстоит высказаться об Игоре Северянине, несомненно, прибавит сюда еще несколько имен, и прежде всего - Андрея Белого, Александра Блока, Валерия Брюсова в начале его поприща, а может быть, и безвременно погибшего Виктора Гофмана. Даже самый способ, каким Игорь Северянин читает свои стихи, тоже имеет недавних предшественников: Андрей Белый успел уже его использовать и оставить. Если футуризм Игоря Северянина - только литературная школа, то надо отдать справедливость: чтобы оправдать свое имя, ей предстоит сделать еще очень многое. Строго говоря, новшества ее коснулись пока одной только этимологии. Игорь Северянин, значительно расширяющий рамки обычного словообразования, никак еще не посягнул даже на синтаксис. Несколько синтаксических его "вольностей" сделаны, очевидно, невольно, так как являются просто-напросто варваризмами и провинциализмами, каковыми страдает и самое произношение поэта. Например, он говорит: бэздна, смэрть, сэрдце, любов. Если же футуризм и в данном случае...
    8. О Гумилеве
    Входимость: 4. Размер: 14кб.
    Часть текста: шел добровольцем на войну, участвовал в заговоре, крестился широким крестом перед всеми церквами советского Петербурга, заявил в лицо следователю о своем монархизме, вместо того чтобы попытаться оправдаться и спастись? Люди близкие к нему знают, что ничего воинственного, авантюристического в натуре Гумилева не было. В Африке ему было жарко и скучно, на войне мучительно мерзко, в пользу заговора, из-за которого он погиб, он верил очень мало. Все это он воспринимал совершенно так, как воспринимает любой русский "чеховский" интеллигент. Он по-настоящему любил и интересовался только одной вещью на свете - поэзией. Но он твердо считал, что право называться поэтом принадлежит только тому, кто в любом человеческом деле будет всегда стремиться быть впереди других, кто, глубже других зная человеческие слабости, эгоизм, ничтожество, страх смерти, будет на собственном примере каждый день преодолевать в себе "ветхого Адама". И - от природы робкий, тихий, болезненный, книжный человек - он приказал себе быть охотником на львов, солдатом, награжденным двумя Георгиями, заговорщиком, рискующим жизнью за восстановление монархии. И то же, что со своей жизнью, он проделал над своей поэзией. Мечтательный, грустный лирик, он сломал свой лиризм, сорвал свой не особенно сильный, но необыкновенно чистый голос, желая вернуть поэзии ее прежнее величие и влияние на души, быть звенящим кинжалом, "жечь" сердца людей. В самом прямом, точном значении этих слов Гумилев пожертвовал жизнью не за восстановление монархии, даже не за возрождение России - он погиб за возрождение поэзии. Он принес себя в жертву за неколебимую человеческую волю, за высшую...
    9. О новых стихах (Мандельштам, Шершеневич, Садовской, Большаков, Адамович, Липскеров, Рыковский, Бальмонт, Г. Иванов, Петровский, Ашукин, Брюсов)
    Входимость: 3. Размер: 38кб.
    Часть текста: поэмы Фета слабее его же лирики; что касается Тютчева, то он просто прошел мимо эпоса, вовсе не испробовав своих сил в этой области. К ныне переживаемым дням преобладание лирики достигло, кажется, высшей степени. По некоторым данным можно предполагать, что в недалеком будущем положение дел начнет изменяться, но сейчас оно, несомненно, таково. Из авторов, перечисленных в подзаголовке этой статьи, г. Шершеневич является представителем самого молодого течения русской поэзии. Его "монологическая драма" - в действительности чистейшая лирика, так как состоит из ряда лирических монологов, объединенных местом и временем, но не действием. Именно поэтому она вовсе и не "драма". Другой из названных авторов, г. Садовской, издал в 1914 году книгу поэм, с очевидностью доказавшую, что стихотворный эпос - не его область. Третий поэт, г. Мандельштам, если не ошибаемся, никогда и не посягал за пределы лирики. Все три автора, таким образом, достаточно выявили свою склонность к лирике. Но благосклонна ли к...
    10. Ходасевич. Белый коридор. Список имен
    Входимость: 3. Размер: 22кб.
    Часть текста: группы "Единство". Автор книг по философии ("Против идеализма"), о литературе ("Мораль и красота в произведениях О. Уайльда", "Развитие мировоззрения Толстого") и "Воспоминаний". Вышли четыре издания ее "Философских очерков". АЛДАНОВ, Марк Александрович (1889-1957). Известный эмигрантский писатель, автор исторических романов. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ, Василий Дмитриевич (1897-1934). Пролетарский поэт, род. в крестьянской семье. С 11 лет в Москве, печатался с 1913. В годы революции его стихи появлялись в "Правде", "Известиях" и пр. Член "Кузницы". АНДРЕЕВА, Мария Федоровна(1868?-1953). Актриса МХТ, член партии, личный друг Ленина; с 1903 - вторая жена М. Горького. В окт. 1918 возглавила "Отдел театров и зрелищ Областного Наркомпроса Союза коммун Северной области". Этой осенью, в "Театре трагедий" Ю.М. Юрьева в Цирке Чинизелли, она играла роль Леди Макбет (8 представлений). Под руководством М.Ф.А. "и ее заместителя по ПТО П.П. Крючкова" осуществлялись массовые зрелища, в том числе и "Блокада России" (1920), зав. худ. частью которого была В.М. Ходасевич. Весной 1921 года выехала из Петрограда в Германию с П.П. Крючковым по делам Торгпредства. БАЛТРУШАЙТИС, Юргис Казимирович (1873-1944). Поэт, переводчик, сотрудник символистских журналов. Род. в литовской крестьянской...